Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии,


страница1/4
ist.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МКОУ Гороховская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/ ______________

ФИО

Протокол № ___ от «___»

_____________ 20 ___ г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ Гороховская СОШ

______/ _______________

ФИО

Протокол МС № ___ от «___»

_______________ 20 ___ г.

«Утверждено»

Руководитель МКОУ

Гороховская СОШ

______/ ______________

ФИО

Приказ № ___ от

«___» ___________ 20 ___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ»

9 класс

Составитель: Громова О.Г

учитель биологии

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы основного общего образования по биологии для 6 - 9 классов авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой ; М.: Дрофа, 2006.

В соответствии с учебным планом на предмет отводится 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю

Цели обучения биологии в 9 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,  медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 9 классе предусматривает решение следующих задач:

обучения

  • освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развития:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

В программе по биологии в 9 классе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии классификации организмов, экологические закономерности.

Эти теоретические положения конкретизируются, углубляются при рассмотрении биологического разнообразия организмов всех царств живой природы.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы: 

  • принцип научности обучения

  • принцип воспитывающего обучения

  • принцип наглядности обучения

  • принцип систематичности обучения

  • принцип связи теории с практикой

  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении

  • принцип доступности обучения

  • принцип развивающего обучения

  • единство и оптимальное сочетание коллективных и   индивидуальных    форм обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

       1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

        2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

         3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.  

                В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.

Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА 2004 ГОДА

Биология как наука

Роль биологии в формировании современной етественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережное отношение к биологическим объектам, их охрана.

Признаки живых организмов.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. ГЕНЕТИКА – НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ, ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД И СОРТОВ. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ; выявление изменчивости организмов.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

СРЕДА – ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В. И. ВЕРНАДСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания ( на конкретных примерах), анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды.

Содержание разделов и тем учебного курса (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Цели и задачи курса. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
РАЗДЕЛ 1. Эволюция живого мира на Земле. ( 21 ч)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

( 2 ч )

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрации: схема структуры царств живой природы.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период ( 2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Демонстрации: биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного

Отбора ( 5 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная единица эволюции. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрации: биография Ч. Дарвина.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. ( 2 ч)

Приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5. Микроэволюция ( 2 ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрации: схемы, иллюстрирующие процесс географического водообразования; гербарии и коллекции, иллюстрирующие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы: Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Микроэволюция. ( 3 ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический поргресс и биологический регресс. (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организмов.

Демонстрации: примеры аналогичных и гомологичных органов, их строение и происхождение в онтогенезе.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле ( 2ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрации: схемы возникновения одноклеточных эукариот; многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле ( 3 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек. Первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрации: схемы развития царств живой природы, окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать/ понимать:

- основные отличия живых организмов от объектов неживой природы;

-уровни организации живой материи;

Объекты и методы изучения биологии;

-понятия: эволюция, вид, популяция, естественный отбор, борьба за существование, «волны жизни», макроэволюция;

-биологический прогресс и биологический регресс, пути достижения биологического прогресса;

-происхождение жизни на Земле, развитие растительного и животного мира в разные эры;

-происхождение человека;

-человеческие расы, их единство.

Уметь:

-объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;

-объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию, гомеостаз;

-использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека.

- использовать текст учебника для работы с натуральным объектами;

-давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов. ( 10 ч)

  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Вязовое Долгоруковского района Липецкой...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 7 класса общеобразовательный уровень
Место и роль курса биологии, предусматривается в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Животные"...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по интегрированному курсу «История» составлена...
«История» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования,...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. В авторскую программу не внесены...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе...
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания,...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч ) «Животные»
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, iconПрограмма по биологии составлена на основе федерального компонента...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную