Рабочая программа по биологии 6 класс


страница1/13
ist.na5bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Администрация Солонешенского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ: согласовано

Директор школы На заседании МО

------------- ---------------------------- ------------ --------------------

Приказ №------------ --------------------------- ---

«----.»-----.----------год «-----.»-------.--год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 6 класс

2 ступень основного общего образования

Срок реализации программы: 1 год

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования. Авторской программы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко

Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта 2010 г.

Учебник Биология. 6 класс : под общ. Редакцией И.Н. Пономаревой

Составитель: Табакаева Нина Леонидовна

2013– 2014 учебный ГОД

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного образования по биологии и программы по биологии для 6 ого класса «Биология-6 (Раздел «Растения. Грибы. Бактерии и лишайники) авторы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений, в соответствии с учебным планом МБОУ «Красноануйская оош» на 2014-2015 учебный год, утвержденная приказом директора школы№43/1 от 24 мая 2014 года..

Курс биологии для 6 класса ("Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники") имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

  • Человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науке в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмами, работы с различными источниками информации;

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода. В соответствии, с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы. Ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого - эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела « Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

3. Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на основе учебного плана школы, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе- 35 часов (1 час в неделю), 7-9 класса по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов .
4.Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

  • осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле

  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

  • сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.


5.Планируемые результаты образования

В результате изучения предмета учащиеся 6 класса должны:

Называть (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • примеры природных и искусственных сообществ.

Характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений,

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

Владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Для достижения и оценки планируемых результатов использую в своей деятельности лабораторные и практические работы, тестовые задания.
6. Содержание учебного предмета курса

Основу содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы. Ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого - эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела « Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

1.Общее знакомство с растениями (3/5ч)

Биология – наука о живой природе. Значение растений на Земле. Культурные и дикорастущие растения.

Мир растений. Жизненные формы растений. Разнообразие растений. Органы цветкового растения. Разнообразие растений. Споровые растения. Растение – живой организм. Условие жизни растений. Экологические факторы. Четыре среды жизни растений.

Лабораторная работа. Знакомство с цветковым растением. Споры у папоротника.

Экскурсии. Мир растений вокруг нас.
2.Клеточное строение растений(2/4ч)

Строение растительной клетки. Увеличительные приборы. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды.

Лабораторные работы. Ознакомление с устройством линзы и микроскопа. Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
3.Органы цветковых растений (10/16 ч)

Семя (2/3ч))
Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян.

Лабораторные работы Изучение семян двудольных растений (на примере фасоли)

Знакомство с разнообразием семян овощных культур

Корень (1/3ч)

Виды корней. Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие

Лабораторные работы. Строение корня у проростка(гороха, тыквы, редиса).

Побег (7/10ч)

Побег. Значение и строение побега. Почка. Внешнее и внутреннее строение почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа. Функции листа в жизни растения. Стебель и его строение. Многообразие стеблей. Видоизменение подземных побегов

Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Внешнее и внутреннее строение корневища. Клубня и луковицы.

Цветок и плод (2/4ч)

Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Взаимосвязь органов растения как организмов.

Лабораторные работы. Строения цветков. Типы соцветий. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Экскурсия. Мир растений на подоконнике.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7/10ч)

Корневое питание растений. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Воздушное питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Понятия - «автотрофы» и «гетеротрофы». Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Значение воды в жизнедеятельности растений. Вегетативное размножение растений. Размножение и оплодотворение у растений. Использование вегетативного размножения. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития от условий окружающей среды

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений.
5.Основные отделы царства растений(5/9ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида. Водоросли. Общая характеристика. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей. Мохообразные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов, как высших споровых растений. Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных цветковых растений. Семейства двудольных цветковых растений

Лабораторные работы. Знакомство с одноклеточными водорослями. Изучение внешнего вида мохообразных растений. Изучение внешнего строения папоротникообразных. Изучение внешнего строения хвойных растений. Знакомство с разнообразием покрытосеменных.
6.Историческое развитие растительного мира на Земле (1/4ч)

Основные этапы развития растительного мира. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

Лабораторные работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
7. Царство Бактерии (2/3ч)

Бактерии – древнейшая группа организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клеток растений от клеток бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и для человека
8.Царство Грибы. Лишайники (3/3ч)

Общая характеристика царства грибов. Питание. Дыхание. Споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Многообразие и значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы.

Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйственной деятельности человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по биологии 6 класс iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек»
Рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек» составлена в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии. Животные 7 класс
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Строева Елена Анатольевна, учитель химии и биологии мкоу «Большеприютинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по биологии 6 класс iconПояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...

Рабочая программа по биологии 6 класс iconПояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч ) «Животные»
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы....

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии. 9 класс
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2010. рекомендованного Министерством образования и науки Российской...

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс»
«Природоведение» и «Естествознание». В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения,...

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии (5 9 классы)
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 5 – 9 классов общеобразовательной школы

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии для I x класса
Программа предназначена для изучения курса «Основы общей биологии» в 9 классе средней общеобразовательной школы и является логическим...

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса общеобразовательный уровень
Место и роль курса биологии, предусматривается в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную