Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» Окружной конкурс на звание «Эколог Югры - 2016» ПРОЕКТ «Загадки Матушки природы» Автор проекта: Карпенко ДомникаСаввовна, воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Когалым, 2016г. СодержаниеПояснительная записка 3 Механизм реализации проекта 5 Выводы 16 Источники используемой литературы 18 Приложения 19 Пояснительная запискаМы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя. Норберт Винер[1] Паспорт проекта Проект может быть использован при работе ДОУ по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: «мозаика- синтез 2011) и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вид проекта: информационно- практико- ориентированный; Продолжительность- долгосрочный. Участники проекта: дети от 3-х до 7 лет, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ. Роль воспитателя. Воспитатель выступает в данном проекте в нескольких ролях: разработчик проекта, руководитель проекта, организатор мероприятий, участник проекта. Охватываемые образовательные области (далее ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Соцализация», «Физическая культура», «Здоровье». Актуальность проекта В современном мире проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой становятся всё более актуальными. Это обусловлено сложностью и серьезностью не только сложившейся экологической ситуацией, но и кризисным состоянием самого человека, его духовным оскуднением. Идеи природосообразности, экологии в воспитании не являются для педагогики чем-то новым, они проходят красной нитью через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения [2]. Экологические проблемы в педагогике рассматривались, прежде всего, как глубинные связи человека с природой. Сейчас как никогда становятся актуальными проблемы социально-экологического воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период необходимо начинать формирование представлений, которые являются основой систематизированных знаний о взаимодействии человеческого общества с окружающей средой.Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей.Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность[3]. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности группы: «Теремок» было избрано экологическое воспитание детей, в рамках которого организована работа по созданию проекта «Загадки Матушки природы». Цель:создание интерактивного дидактического пособия «Загадки матушки природы» для познавательно - речевого развития и экологического воспитания дошкольников. Задачи:
Ожидаемые результаты Воспитанники:
Родители:
Педагоги:
Общие:
Механизм реализации проектаДля реализации проекта необходимо провести ряд мероприятий с участниками: детьми, родителями и специалистами ДОУ. Этапы работы над проектом:
I этап Так как воспитанники детского сада еще, в силу своего возраста, не могут самостоятельно выполнять некоторые поставленные задачи, возникает необходимость к реализации данного проекта приобщать родителей. На данном этапе педагогу необходимо ввести родителей в проблему, ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, дать рекомендации по индивидуальной работе с ребенком дома.Для этого используется такая форма работы с родителями как родительское собрание. ![]() (фото 1) ![]() (фото2) С детьми на данном этапе проводятся беседы на тему окружающей среды с целью выявления уровня знаний по данному вопросу. II этап Этот этап является основным для достижения поставленной цели и задач. Были проведены следующие мероприятия с воспитанниками по темам, связанным с окружающей средой:
![]() (фото 3) ![]() (фото 4)
![]() (фото 5)
![]() (фото 6) ![]() (фото 7) Так как основным видом учебной деятельности в дошкольном возрасте является игра, то большую часть мероприятий проводилось в игровой форме: сюжетно ролевые игры. «Наш зайчонок заболел», «Шофер», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», Инсценировка сюжета «Мы хотим, чтоб птицы пели» Занятие «Экологическая тропа» проводилось в игровой форме. Основные задачи занятия - расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Воспитать любовь к природе, желание ее беречь и охранять.
![]() (фото 8) ![]() (фото 9) ![]() (фото 10)
Конкурс кормушек ![]() (фото 11) ![]() (фото 12) ![]() (фото 13) Проведение праздников «В гостях у бабушки». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами, формировать заботливое отношение к домашним животным «Радуга- дуга», День Земли.
![]() (фото 14) Описание опыта: дать детям (из коллекции семян) по одному летающему и по одному нелетающему семени. Поднять руки как можно выше и одновременно отпустить оба семени из рук (например, семя ели). Опыт «Как маскируются животные». С детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводились непосредственно практические занятия. Мы с ребятами выращивали лук, морковь, картофель, саженцы различных овощей и цветов. В группе был организован уголок – огород. Летом выращенные нами саженцы были посажены на территории нашего детского сада. Выращенные нами клумбы не только придавали эстетичный и облагороженный вид территории нашего детского сада, но и дали богатый практический опыт детям и родителям по выращиванию и высадке растений. ![]() (фото 15) ![]() (фото 16) Мероприятия с родителями и сотрудниками (специалистами ДОУ) С родителями воспитанников повсеместно проводились беседы о пользе экологического воспитания детей. Например: игра- дискуссия с родителями. Так же родители привлекались к организации всевозможных экологических выставок (фотовыставки, совместные творческие работы родителей и детей). Проводились мастер-классы для родителей «Как проводить экологические эксперименты дома». «Экологический эксперимент как мотивация для развития познавательных способностей ребенка» С родителями и сотрудниками ДОУ каждый год организуются экологические десанты на территории детского сада (уборка территорий, высадка деревьев, кустарников, цветов, удобрение почвы). III этап По результатам проведенных мероприятий участникам было предложено совместными усилиями создать «игровой поле» для детей экологической направленности. В ходе дискуссий родилась идея создания интерактивного дидактического пособия, которое бы способствовало всестороннему развитию ребенка «Загадки Матушки природы». В создании данного игрового поля были задействованы все участники проекта: воспитанники, родители, воспитатель, некоторые специалисты детского сада. ![]() (фото 17) Цель данного пособия:обучение детей умению устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, в образе жизни птиц, животных, насекомых. Описание пособия: пособие сделано из ткани и бисера. В набор пособия входят:
![]() (фото 18) Практическое применение. Данное дидактическое пособие можно использовать как на занятиях непосредственно образовательной деятельности по различным направлениям: окружающий мир, обучение грамоте, математика, так и во время развлечений. Система обучающих занятий и игр для данного пособия представлены в приложениях к проекту (Приложения №1) ВыводыВ ходе реализации данного проекта были достигнуты поставленные цели и задачи. Воспитанники, принявшие участие в проекте:
Родители. Для анализа результатов продуктивной деятельности в ходе реализации проекта с родителями было проведено анкетирование.
Результаты опроса показали, что родители пополнили свой запас экологических знаний, научились правильно направлять действия ребенка при изучении нового материала и проведения исследований и опытов в домашних условиях. По мнению родителей, проектная форма работы способствовала их более тесному взаимодействию и сотрудничеству с собственными детьми. Педагоги и специалисты ДОУ. Участие в мероприятиях, предусмотренных данным проектом, педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения способствовало расширению их кругозора и повышению уровня экологической культуры. Данный вид работы способствовал повышению мастерства педагогов в организации активных форм работы, предусмотренных современными ФГОС: сотрудничество с семьей и организация проектной деятельности. Так же в ходе реализации данного проекта совместными усилиями участников были проведены работы по облагораживанию территории детского сада. Продукты проектной деятельности Само дидактическое пособие «Загадки Матушки природы» как и некоторые продукты деятельности участников, полученные на протяжении длительности всего проекта, были представлены на различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и выставках и стали победителями и призёрами. (Приложение 3) Источники используемой литературы
ПриложенияПриложение 1 Дидактические игры Игра «Деревья для бельчат, зайчат» Цель: познакомить со строением дерева (ствол толстый, ветки тонкие). Предложить детям «угостить грибами» тех игрушечных зверей, которые употребляют их в пищу. Повторять пространственные ориентировки «далеко», «близко». Повторять количественные представления «один, много, больше, меньше, по одному, ни одного, поровну». Игра «Шестиногие малыши» (фото18) Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. - Что произошло с насекомыми? Видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи - Когда они изучали? Почему? Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? - Куда исчезли скворцы, ласточки? - Почему они улетели в теплые края? Осень - это такое время года, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, часто идут дожди, небо хмурое. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода. (Стук в дверь.Воспитатель открывает) В гости прилетела Каркуша и рассказывает детям интересную историю, которую ей довелось услышать. «Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая щель». «А я», - сказал муравей, - ...» «А мы...», -зажужжали пчелы, жуки. «А я», - зашуршала гусеница, - ... - Что сказали насекомые? - Где они будут зимовать? (ответы детей) Рассматривание игрушки «Пестрый дятел» Расширить и уточнить круг конкретных представлений детей о дятле, питании, движении и образе жизни. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. Ход игры Воспитатель показывает детям игрушку - дятел. - Что это за птица? Дятел - лесная птица, живет на деревьях. Большую часть жизни он проводит на деревьях. На землю дятел редко спускается. ![]() Летом и в начале осени, лазая по дереву, дятел своим острым и крепким долотообразным клювом стучит по стволу и, отыскав там ходы насекомых, долбит кору и вытаскивает из-под неё своим длинным гибким и липким с острым кончиком языком спрятавшихся там насекомых и их личинок. Зимой дятел срывает с хвойных деревьев шишки и уносит и их в свою кузницу. Дятел - очень полезная птица. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых. Он долбит только пораженные насекомыми деревья. За это его называют санитаром леса. Игра «Что за птица?» Цель:
Вопросы:
Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас, пока не замёрзнут водоёмы. Тяжело птицам зимой и мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Игра «Узнай по описанию» («Заяц», «Волк», «Лиса») Цель: воспитание умения описывать игрушку по представлению; Развитие внимания, связной речи, сообразительности.
(«Заячья избушка», «Теремок», «Заяц - хвоста», «Лиса и кувшин», «Петух да собака»)
Вывод:история случилась летом в лесу, и все с кем встречался колобок - жители леса или лесные жители. Приложение 2 Пословицы, загадки, викторины Загадки
Загадки длячудо - дерева На носу сидит ворона. А на дереве ерши, Строят гнёзда из лапши, Сел баран на пароход, И поехал в огород. В огороде-то на грядке, Вырастают шоколадки. Пословицы и поговорки о лесе: Лес богатство и краса, береги свои леса. Враг природы тот, кто леса не бережет. Много леса не губи, много леса береги, нет леса – посади. Вырос лес, так выросло и топорище. Лес по дереву не плачет. Соколу лес не в диво. Лес не без шакала. Лесная сторона не одного волка и мужика досыта кормит. Такой лес, что в небо дыра. Дальше в лес — больше дров. Лес лесом, а бес бесом. Возле леса жить — голоду не видать. В лесу леса не нашел. Какой лес без чудес. Заблудиться в трех соснах. Волков бояться, в лес не ходить. Дальше в лес, больше дров. Лес рубят — щепки летят. Викторины Сколько лап у паука? (Восемь.) Летает, порхает, забот не знает. (Бабочка.) Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей.) Она делает самую сладкую работу. (Пчела.) У нее так много ножек, что не сшить на них сапожек. (Сороконожка.) Она по полю шла, шла и денежку нашла.(Муха-Цокотуха.) Кого подковал левша? (Блоху.) Меня просят, меня ждут, А пойду, все прятаться начнут.(Дождь.) Кто без нот и без свирели Лучшие выводит трели?(Соловей.) Она и в озере, она и в лужице. Она снежинкой над нами кружится.(Вода.) Угадайте, что за мост В небе из цветных полос?(Радуга.) Он белесый и сырой Опустился над землей. Словно облако упало. И домов не видно стало.(Туман). Приложение 3 Участие в мероприятиях экологической направленности
Всероссийский уровень мероприятий
Региональный уровень
Муниципальный уровень ![]() |
![]() | Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 5 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано... | ![]() | Казенное специальное(коррекционное) образовательное учреждение хмао-югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
![]() | Занятие Музыка природы Байкала. Фотоальбом Байкала. Выставка-конкурс рисунков «Чудо природы –Байкал» | ![]() | ... |
![]() | Газета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №19» города Кирова №1 (32) 01.... | ![]() | «Публицистика в защиту природы и культуры» в рамках областного комплексного мероприятия «Познаем вместе природу родного края» |
![]() | На основе межпредметных связей химии с биологией, физикой и географией показать значение полимеров в строении и функционировании... | ![]() | Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с... |
![]() | Заседание Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения хмао – Югры, от 25 мая, 2011 года, г. Ханты-Мансийск | ![]() | ... |