Образовательный аспект


ist.na5bal.ru > История > Документы
Тема: Роль русского народа в спасение Отечества в Смутное время

Образовательный аспект: сформировать у учащихся знания об основных событиях Смутного времени в России в начале 17 века

Развивающий аспект: продолжить развитие аналитического мышления детей, умения устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, систематизировать информацию с помощью кластера, высказывать свою точку зрения.

Воспитательный аспект: способствовать формированию чувства патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества, вызвать чувства благодарности и гордости за подвиг наших предков на основе реальных событий

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: групповая

Цель: 

- определить причины, итоги и значение борьбы русского народа против иноземных захватчиков в период Смутного времени;

- показать важность участия народа в этой борьбе.

Из кура Отечественной истории, мы с вами знаем много знаменательных событий в истории нашего государства. Говоря о победах русского народа, сегодня мне бы хотелось совместно с вами проникнуться чувством гордости за наш народ, народ-победитель, еще раз окунуться в атмосферу исторических событий и стать их непосредственными участниками.

Таких событий в Отечественной истории много! На прошлом уроке мы свами начали изучать Смутное время, выяснили причины, рассмотрели проводимую политику Бориса Годунова и Василия Шуйского, разобрались с семибоярщиной.

Слабость «организма» государственности в этот период привила к интервенции Польши и Швеции.

В чем состояла опасность интервенции? (насаждение католичества, утрата русской культуры, потеря национальной независимости)

Угроза утраты национальной независимости вызвала массовые волнения населения России.В 1611 году в Рязани формируется народное ополчение, в состав которого входят посадские люди, часть казаков и дворян, остатки армии Лжедмитрия II. Возглавили его Князь Трубецкой, дворянин Ляпунов и казак Заруцкий. В марте 1611 года ополчение подошло к Москве и начало его осаду, в разгар которой обострились противоречия между частью дворян и казаками. Гибель Ляпунова привела к распаду ополчения. Осенью 1611 года формируется второе ополчение в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты К.Минина. Военным руководителем стал князь Д.Пожарский. К марту 1612 года ополчение было собрано и направилось в Ярославль.

После слов учитель включает видеосюжет «Призыв К.Минина к созыву земского ополчения (весна 1612 года).

Слова учителя. Мы прослушали речь Кузьмы Минина, одного из руководителей народного ополчения, освободившего Москву от иностранных интервентов. И я предлагаю вам выполнить работу в группе (класс предварительно поделён на 3 группы).

Вопрос по видеосюжету

Группа 1.Какими доводами К.Минин убеждал нижегородцев в необходимости созыва ополчения для освобождения Москвы?

Группа 2. Из кого К.Минин предлагал набрать ополчение для освобождения столицы?

Группа 3. Откуда К.Минин предлагал взять средства, необходимые для содержания войска?

Поддержал ли народ Кузьму Минина? Как вы думаете почему?

Послушайте, как эти же самые события поэтически описала Н. Кончаловская:

От москвичей призыв идёт,

По городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошёл до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика —
Нижегородца-мясника,
Что звался Минин-Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг:
«Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдём мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!
Заложим жён своих, детей!
Пришла пора!
Несите жемчуг, серебро,
Несите всё своё добро,
Всё, что "копили много лет!
А у кого богатства нет —
Отчизну, родину любя,
Нательный крест сними с себя!
Давайте всё, кто чем богат,
Ничуть, нимало не тая.
Поможем все, как брату брат,
Одна семья!»
И понесли ему добро:
И жемчуга, и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней,
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, —
Ну, словом, всё, что лишь могли,
На площадь Минину несли,
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Пустели сёла у реки,
Лишь дети, бабы, старики
Шли до околиц провожать
Ещё не виданную рать,
Что неотступно шла вперёд, —
Народ!

Слова учителя. Подводим итог.

Говорят учащиеся. Приблизительный ответ: «По видеосюжету мы поняли, что даже бедные люди жертвовали свои деньги, вещи на сбор ополчения, так как понимали, что без их помощи не изгнать врага с земли русской…».

Вопрос учащимся: «Что такое народное ополчение?»

После ответов учащихся, учитель подводит итог.

Народное ополчение – это военное формирование, создавшееся во время войны из невоеннообязанных слоёв общества.

Слова учителя. А теперь каждая группа отвечает на вопрос. (используя карту «Смутное время (1598-1617)»)

Группа 1 Через какие города проходил маршрут Второго ополчения?Почему был выбран именно этот маршрут?

Группа 2 В каком городе создано Второе народное ополчение? Кем?

Группа 3 Освобождение, какого города стало окончанием Смуты? Назовите дату.

В августе началась осада Москвы. 22 октября состоялось решительное сражение ополченцев с поляками. Накануне сражения Пожарскому была передана икона Казанской богоматери, с которой освободители земли русской одержали победу над поляками.

Сражения в октябре 1612 года не были рядовыми столкновениями между поляками и русскими -шла борьба за сохранение исконной веры, культуры, самосознания. Победа второго ополчения в битве за Москву имела историческое значение: она доказывала правоту тех, кто выступал за освобождение земли от чужестранцев, призывала русский народ к единству. Разгром поляков стал важнейшим шагом на пути к становлению российской государственности. Именно в начале XYII века на волне патриотического подъема народ осознал насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве. Один безвестный летописец сформулировал эту мысль как нравственный приказ, как некую установку на будущее в возрождении России: «Выжить надо, коль Смуте конец».

Так же неоценимый вклад в развитие народного ополчения в несла РПЦ. Смутное время закончилось победой народных ополчений над интервентами. Это происходило под сенью икон Божией матери. Под благословением патриарха Гермогена. 

Обобщая всё вышесказанное и подводя итоги, прошу вас ответить на вопросы. Каждая группа должна определить причины, итоги и значение борьбы русского народа против иноземных захватчиков из предложенного вам «приложения » в раздаточном материале.

Группа №1 – назовёт причины;

Группа №2 – итоги;

Группа №3 – значение.

Ответ Группы №1.

Причины:

- мощный подъём всенародной борьбы против иностранных интервентов;

- втягивание в политическую жизнь более широких слоёв населения: провинциального дворянства, посадских людей, служивых людей по прибору (стрельцов, пушкарей) и т.д.

Ответ Группы №2.

Итоги:

- экономическая разруха и обнищание народа;

Временное усилие сословно-представительных органов – Боярской Думы и Земского Собора.

Ответ Группы №3.

Значение:

- стремление российского общества к самоизоляции, к людям закрытого общества во избежание повторения Смуты и безвластия;

Сохранение патриархального строя и традиционного порядка.

В 1818 г. в Москве в честь этого знаменательного события был установлен памятник народу-освободителю, его предводителям – К. Минину и Д. Пожарскому в благодарность за спасение России от польско-шведской интервенции.

В память об этих событиях в декабре 2004 г. Государственная Дума утвердила праздничный календарь, и ныне 4 ноября вся страна отмечает праздник – День народного единства.

- Что следует понимать под «народным единством»? Единение людей в служении обществу, в совместном построении государства на благо Родины.

Скажите, какой народ сильнее, единый или разобщенный? Почему? Правильно, потому что когда народ един, он представляет огромную силу и никакому врагу его не одолеть. Если народ един и скреплен крепкой дружбой, он сможет свою страну вывести из любого кризиса политического или экономического. Ярким примером такого единения является борьба русского и нерусских народов Поволжья против иноземных захватчиков в начале XVII в.

Слова учителя. Действительно, вы правы. Россия отстояла свою независимость. И день освобождения Москвы от польских интервентов, день народного единства празднуется 4 ноября. По сей день тема нашего урока актуальна. Только в единстве мы сильны. И не зря на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому в Москве начертаны слова «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодатная Россия. Лето 1613 года».

Мне хочется, завершить наш урок, отрывком стихотворения поэтессы Н. Кончаловской «1611 год»:

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

Он отмечен годом, днем,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

Домашнее задание. Написать эссе на тему : «Смута – трагедия, очищение и возрождение России». 

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Образовательный аспект iconУрока: урок усвоения нового материала
Образовательный аспект: доказать, что нэп являлся необходимым условием вывода страны из кризиса

Образовательный аспект iconТема. Изготовление из пластилина дымковской игрушки. Класс
Образовательный аспект: познакомить с дымковской игрушкой, как одним из видов народного творчества, характерными особенностями дымковской...

Образовательный аспект iconТематический образовательный модуль
Маоу «сош№11». Образовательный модуль рассчитан в основном на учащихся 6-х классов, но к нему могут подключаться учителя и учащиеся...

Образовательный аспект iconКто он, успешный человек?
Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека

Образовательный аспект iconРасписание занятий 5 курса
История западноевропейского рыцарства: воспитательный и нравственный аспект (пр.)

Образовательный аспект iconУчастники: уч-ся 8 "В" класса мбоу сош №108
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим...

Образовательный аспект iconРимско-католическое богослужение на юге украины: музыкальный аспект
Стилевые этапы развития католической богослужебной музыки

Образовательный аспект iconФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. №1155

Образовательный аспект iconРабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку а также на основании федерального...

Образовательный аспект iconОбразовательный стандарт основного общего образования
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную