Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании»


страница1/15
ist.na5bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Институт развития образования Республики Башкортостан

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ВАРИАНТЫ

Примерных ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

вариативной части базисного учебного плана

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(5-9 КЛАССЫ)

УФА 2013

Автор-составитель – Бикмеев М.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и обществознания ИРО РБ
Варианты примерных программ по истории вариативной части базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан (5-9 классы). / В помощь учителям, разрабатывающим и реализующим рабочие программы по истории. – Уфа: ИРО РБ, 2012- 180 с.

Рецензенты:

1.Бобылева Н.М., к.и.н., доцент кафедры истории и обществознания ИРО РБ;

2.Боброва В.Г., учитель высшей категории, зам. директора по научно-методической работе МОУ СОШ №117 Советского района г. Уфы.

Пояснительная записка

Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции РФ, Федерального Закона «Об образовании» (в ред. от 03.12.2011, № 383-ФЗ), Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897, Закона Республики Башкортостан «Об образовании» (в ред. от 28.10.2011 №448-з), Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730 и Республиканской Программы развития образования на 2009-2013гг. от 30.12.2008 г. № 4. Перечисленные документы являются нормативно-правовой базой исторического образования обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения.

Теоретико-методологической основой школьного исторического образования являются всемирно-историческая и локально-историческая теории и методология историзма и различные инновационные подходы и технологии.

Главной целью изучения истории в современных общеобразовательных школах Республики Башкортостан являются обучение, воспитание, развитие и социализация личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей республики, страны и человечества в целом, активного и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Исходя из содержания главной цели определяются следующие основные задачи исторического образования:

  1. Формирование у обучающихся 5-9 классов ориентиров для самоидентификации в окружающем мире.

  2. Овладение обучающимися среднего звена знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической духовной, нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе, определению роли и места Башкортостана в истории России.

  3. Воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважении к своей малой родине – Башкортостану, Отечеству – многонациональному Российскому государству.

  4. Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.

  5. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений, происходящих в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целом.

Особенности содержания курса заключаются в том, что подготовка обучающихся среднего звена осуществляется системно и синхронно, т.е. курс История Башкортостана, как составная часть регионального компонента изучается с 6-го класса в контексте рассмотрения на уроках общероссийских исторических проблем. Таким образом, История Башкортостана изучается как часть Истории России.

Структура курса и последовательность изложения материала. Обучение содержит два блока: 1) История России и 2) Всеобщая история. Всеобщая история изучается с 5-го класса, а История России с 6-го класса. Каждый блок имеет свои разделы, а раздел делится на темы. Исходя из перечня тем, определяются уроки. Обучение осуществляется по хронологическому принципу.

Курс История России сочетает:

- историю государства;

- историю населяющих его народов;

- историю родного края.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Личностные результаты:

1) обучающиеся по завершению учёбы должны осознать своей идентичности как гражданина России, жителя Башкортостана, члена семьи, принадлежности к этнической группе;

2) освоить гуманистические традиции и ценности современного общества;

3) уметь осмыслить социально-нравственный опыт, предшествующих поколений;

4) быть готовым к ответственному поведению в современном обществе и уметь определять свои позиции;

5) понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, быть толерантным.

Метапредметные результаты:

1) обучающиеся должны быть способными сознательно организовать и регулировать свою деятельность;

2) владеть умениями работать с учебной и другой информацией, использовать современные источники информации;

3) быть способными решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

4) быть готовыми к сотрудничеству.

Предметные результаты:

1) овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Башкортостана, России и человечества в целом;

2) быть способными применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий, явлений и процессов прошлого и современности;

3) уметь изучать и систематизировать информацию из источников;

4) расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей и народов;

5) быть готовым применять исторические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом.

Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками.

Основу курса составляют следующие содержательные линии:

  • историческое время;

  • историческое пространство;

  • историческое движение;

  • человек в истории – как сквозная линия.

Оснащённость учебного процесса. В комплект учебных материалов по истории входят:

- учебники по Истории России:

  1. Киселёв, А.Ф. История России с древнейших времён до ХVI века. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселёв, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2008. – 254 с.: ил., карт.

  2. Киселёв, А.Ф. История России. ХVII- ХVIII века. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселёв, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2009. – 237 с.: ил., карт.

  3. Киселёв, А.Ф. История России. ХIХ век. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселёв, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2010. – 207 с.: ил., карт.

  4. Киселёв, А.Ф. История России. ХХ век. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Киселёв, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2010. – 200 с.: ил., карт.

- учебники по Всеобщей истории:

  1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – 13-еизд. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 292 с.: ил.

  2. Бойцов М.А., Шукурова Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – 12-еизд. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 320 с.: ил.

  3. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени: Конец ХVI- ХVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – 7-еизд. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 320 с.: ил.

  4. Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени: ХIХ – начало ХХ века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – 7-е изд. испр. и доп. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 304 с.: ил.

  5. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – 8-е изд. испр. и доп. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 328 с.: ил

- электронные образовательные ресурсы:

  • по Истории России:

  1. История России. ХIХ век / Интерактивное наглядное пособие. 6 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  2. История России. ХVII- ХVIII века. / Интерактивное наглядное пособие. 7 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  3. История России. ХIХ век./ Интерактивное наглядное пособие. 8 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  4. История России. ХХ век./ Интерактивное наглядное пособие. 9 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  • по Всеобщей истории:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. / Интерактивное наглядное пособие. 5 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  2. Всеобщая история. История Средних веков. / Интерактивное наглядное пособие. 6 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  3. Всеобщая история. История нового времени: Конец ХVI- ХVIII век. Часть 1. / Интерактивное наглядное пособие. 7 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  4. Всеобщая история. История нового времени: ХIХ – начало ХХ века: часть 2. / Интерактивное наглядное пособие. 8 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

  5. Всеобщая история. Новейшая история. / Интерактивное наглядное пособие. 9 класс. – ООО «Дрофа», 2008. Авторы сценария: В.А. Клоков, М.В. Пономарёв. / http://www.drofa.ru;

- сборники документов:

  1. Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2008 – 150 с.;

2. Пакет нормативных актов по введению и реализации ФГОС нового поколения в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство. ИРО РБ, 2012. – 48с. Составители: М.А. Бикмеев, А.Л. Банников, С.С. Лысов.

- исторические атласы и карты:

1. Атлас: «История России с древнейших времён до XVI века», 6 класс. – 48 с.

2. Контурные карты: «История России с древнейших времён до XVI века», 6 класс. – 16 с.

3. Атлас: «История России.XVII- XVIII века», 7 класс. – 32 с.

4. Контурные карты: «История России. XVII- XVIII века», 7 класс. – 16 с.

5. Атлас: «История России. XIX век». 8 класс.- 32 с.

6. Контурные карты: «История России. XIX век». 8 класс.- 16 с.

7. Атлас: «История России. ХХ – начало ХХI века». 9 класс. – 32 с.

8. Контурные карты: «История России. ХХ – начало ХХI века». 9 класс. – 32 с.

9. Максимов И. И. "История России с Древнейших времен до XVI века. 6 класс. Контурные карты" Издательство: Дрофа, 2011 г.

- рабочие тетради:

  1. Симонова Е.В., Клоков В.А. «История России с древнейших времён до XVI века», 6 класс. Издательство: Дрофа, 2012 г., – 80 с.

  2. Симонова Е.В., Клоков В.А. «История России.XVII- XVIII века», 7 класс. Издательство: Дрофа, 2012 г., – 80 с.

  3. Клоков В.А. «История России. XIX век». 8 класс. – Издательство: Дрофа, 2012 г., 96 с.

  4. Шапарина О.Н. «История России. ХХ - начало XXI века». 9 класс. Издательство: Дрофа, 2012 г., 80 с.

  5. Брандт М.Ю. Редактор: Максимова Т. «Всеобщая история. История средних веков». 6 класс. Издательство: Дрофа, 2011 г.

- хрестоматии, сборники заданий, справочные издания, энциклопедии, книги для чтения:

  1. Балязин В.Н. «История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах». Научно-популярное издание. – Издательство: Дрофа, 224 с.

  2. Павленко Н.И. «Пётр I и его время». Научно-популярное издание. Издательство: Дрофа, – 224 с.

  3. Гавлин М.Л. «Российские предприниматели и меценаты». Научно-популярное издание. Издательство: Дрофа, – 432 с.

  4. Волошинов А.В. «Венок мудрости Эллады». Научно-популярное издание. Издательство: Дрофа, – 256 с.

  5. Экштут С.А. «Шайка передвижников: история одного творческого союза». Научно-популярное издание. Издательство: Дрофа, – 288 с.

  6. Алексеев С.И. Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.- 96 с.

  7. Брандт М.Ю. «История Древнего мира», 5 класс. Тесты. – Издательство: Дрофа, 224 с.

  8. Брандт М.Ю. «История Древнего мира», 5 класс. Тесты. – Издательство: Дрофа, 160 с.

  9. Саплина Е.В. «Олимпиады по истории» Учебное пособие. – Издательство: Дрофа, 192 с.

  10. Гевуркова, Е.А. ГИА 2012. История. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьёв. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 126с. (Серия «ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания»)

  11. Степанищев А.Т. и др. «История в таблицах». 5-11 классы. Справочное пособие. – Издательство: Дрофа, 80 с.

  12. Данилов А.А. «История России в таблицах. ХХ век». 9-11 классы. Справочное пособие. – Издательство: Дрофа, 64 с.

  13. Корнеенков А.Д., Пономарёв М.В. «История. ЕГЭ: шаг за шагом». 6-7 класс. Учебное пособие. – Издательство: Дрофа, 160 с.

  14. Игнатов «История. ЕГЭ: шаг за шагом». 8-9 классы. Учебное пособие. – Издательство: Дрофа, 160 с.

  15. Корнеенков А.Д., Пономарёв М.В. «История России. Готовимся к экзаменам. ГИА». 9 класс. Издательство: Дрофа, 144 с.


Методическая литература:

  1. Арсланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс: - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.-512с. (В помощь школьному учителю).

  2. Информационно-методические материалы по использованию УМК «История» издательства «Русское слово» / Авт. И сост. С.В. Агафонов. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.- 168 с.

  3. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век»: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – 5-е изд. испр. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 40 с.

  4. Киселёв, А.Ф. История России с древнейших времён до начала ХХI. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. / А.Ф. Киселёв, В.П. Попов. – М.: Дрофа, 2010. – 80 с.

  5. Методическое обеспечение профильного обучения. История и обществознание: Методические рекомендации / Сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева; Научн. ред. Т.В. Болотина. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 56 с.

  6. Симонова Е.В. «История России с древнейших времён до ХVI века». 6 класс. Методическое пособие. – 288с.

  7. Шапарина О.Н. «История России. ХVII- ХVIII века». 7 класс. Методическое пособие. – 272 с.

  8. Плоткин Г.М. «История России. ХIХ век». 8 класс. Методическое пособие. – 288 с.

  9. Шапарина О.Н. «История России. ХХ- начало ХХI века». 9 класс. Методическое пособие. – 272 с.

  10. Короткова М.В. «Культура и быт России с древнейших времён до ХХ века». Методическое пособие. – 256 с.

Место учебного предмета в Базисном (образовательном) учебном плане

Предмет носит обязательный характер. Общий объём в 5-9 классах составляет 374 часа.

В 5-8 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России», и «Всеобщая история» изучаются раздельно, но в то же время синхронно параллельно. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную последовательность.

БЛОК №1

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до XVI века

(6 класс)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа ориентирована на учебник авторов А.Ф. Киселева, В.П. Попова «История России с древнейших времен до XVI века, 6 класс». М.: Дрофа, 2008. - 254 с.: ил., карт. Программа соответствует Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ и требованиям к уровню подготовки учащихся.

Курс начинается с изучения главы «От первобытности к цивилизации». В учебнике освещены следующие темы: народы Северного Причерноморья, государства Северного Причерноморья, славяне, финно-угры и кочевники, кочевые народы в VII-Х веках. В дальнейшем изучаются разделы «Древня Русь», «Русские земли», «Монгольское нашествие», «Объединение русских земель вокруг Москвы» и в завершении «Россия в XVI веке».

История региона изучается синхронно и параллельно, в контексте рассмотрения тем по истории России.

Рабочая программа предусматривает разные виды деятельности: индивидуальную и фронтальную работу, подготовку рефератов.

По завершению учёбы в 6 классе учащиеся должны уметь:

  • работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;

  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

  • давать оценку отдельным явлениям культуры;

  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

  • составлять характеристику исторических деятелей;

  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

1) Симонова Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа ,2010.

2) Симонова Е.В., Клоков В.А., Киселев А.Ф. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2010.

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до XVI века» (6 класс)



Раздел, тема

Кол-во час.

Тип урока

Обязательный минимум содержания

образования

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля


Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

Раздел 1. От первобытности к цивилизации (6 часов)

1

Заселение Евразии

1

Урок изучения нового материала

Великое переселение народов. Периодизация древнейшей истории

Знать понятия: первобытнообщинный строй, родовая община. Уметь работать с иллюстрацией в учебнике. Уметь сопоставить жизнь человека в каменном и бронзовом веках. Древнейшее государственное образование в степях Евразии.

Составить рассказ о занятиях первобытных людей по иллюстрациям в учебнике

Изучение Андроновской культуры Южного Урала.

§1




2

Народы Северного Причерноморья

1

Комбинированный урок

Скифы, савроматы, саки, гунны.

Знать понятия; соседская (семейная) община, жрец; хронологические рамки появления скифов и сарматов в Северном Причерноморье. Знать ранний этап освоения железа.

Уметь показать на карте расселение скифов и других кочевников, скифов-земледельцев.

Сарматская культура на территории Южного Урала

§2




3

Государства Северного Причерноморья

1

Урок изучения нового материала

Ольвия, Херсонес, Боспор (Пантикапей)

Знать понятия: колонизация, цивилизация

Уметь показать на карте города, основанные во время греческой колонизации, знать хронологические рамки основания государств Северного Причерноморья

Знать общие сведения о Филипповских курганах.

§3




4

Славяне, финно-угры и кочевники

1

Урок изучения нового материала

Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования, ветви древнейших славянских племен

Знать понятия прародина, погребение. Ананьинская и пьяноборская культуры.

Уметь показать на карте прародину славян. Называть крупные государственные образования кочевников

Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Знать сведения о домусульманской религии, нашедшей отражение в башкирском фольклоре.

§4




5

Восточные славяне

в VI-VIII веках

1

Урок изучения нового материала

Расселение, соседи, общественный строй, занятия, верования, государство

Знать понятия: соха.

волхв, язычество. Земледелие пашенное, подсечное

Уметь показать на

карте территории, заселенные племенными союзами восточных славян

«Повесть

временных лет» в начале Руси. Изучить жизнь и быт турбаслинских, кушнаренковских, бахмутинских племён – предков башкир.

§5




6

Кочевые народы в VII -Х в.

1

Урок изучения нового материала

Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы. Степи

Знать понятия: юрта,

ислам,

мечеть

Показывать на карте крупнейшие города Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Тесты

Арабские путешественники Саллам Тарджеман и Ибн-Фадлан о башкирах.

§6




Раздел 2. Древняя Русь (7 часов)

7-8

Древнерусское государство при первых князьях

2

Урок изучения нового материала

Новгород и Киев -

центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Древнерусские города

Знать понятия: князь,

дружина, бояре, полюдье, шежере; уметь объяснять даты: 845, 862, 882, 882-912, 911, 912-945, 944, 945-957, 957-972. Объяснять предпосылки образования Древнерусского государства

Уметь показать границы Древнерусского государства и крупнейшие города Руси. Понимать роль варягов в истории Руси

Русь и Византия, Хозяйство, быт и религия башкир в IX –XII веках.

§7-8




9

Правление князя Владимира

1

Комбинированный урок

Князь Владимир, первая религиозная реформа и принятие христианства.

Знать понятия: епархия, епископ, монастырь, унификация язычества; даты: 980-1015, 988

Уметь сравнивать границы Древнерусского государства до правления Владимира и после. Объяснять значение принятия христианства для истории Руси

Уметь реконструировать ход первой религиозной реформы.

§9




10

Ярослав Мудрый и его время

1

Комбинированный урок

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Княжеские усобицы

Знать понятия: кровная месть, смерд, холоп, повинности; даты: 1019-1054, 1037

Уметь использовать текст исторического источника. С помощью текста «Русской правды» докажите, чьи интересы защищал этот документ




§10




11

Общество Древней

Руси

1

Урок изучения нового материала

Вечевое устройство, княжеская власть, свободные люди и зависимое население

Уметь представить

схематически общество Древней Руси. Знать категории зависимого населения на Руси

Составить рассказ о

княжеской власти в Древнерусском государстве

Общество

Древней Руси

§11




12

Древнерусское государство во второй

половине XI -начале XII века.

1

Комбинированный

урок

Русь и народы степи. Княжеские усо-

бицы. Владимир Мономах.

Распад Древнерусского государства

Знать понятия: половцы, удел;

даты:

1097, 1113-1125

Уметь объяснить

причины феодальной

усобицы на Руси.

На основе работы с документом «Поучение В. Мономаха» определить, можно ли считать В. Мономаха образцом государственного деятеля

Международные связи

Др. Руси. Культурно-экономические отношения башкирских племён

§12




13

Контрольный урок

1

Повторительно-обоб-щающий урок

Государство Древней Руси

Систематизировать знания об истории Древнерусского государства, его территории, политике, экономике, законах, социальной структуре общества




Реконструировать ход, причины и условия формирования башкирских племён.







Раздел 3. Русские земли в XII - начале XIII века (5 часов)

14

Удельная раздробленность на Руси




Урок изучения нового материала

Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Хозяйство, быт и культура башкир в XII - начале XIII в.

Знать понятие: удельная раздробленность. Использовать текст исторического источника для решения учебных задач

Проследить по схеме династические связи Рюриковичей в эпоху феодальной раздробленности. Объяснить на основе изученного материала причины и следствия феодальной раздробленности

Распространение ислама среди башкир.

§13




15

Расцвет Владимиро-Суздальской

Руси

1

Комбинированный урок

Географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальского княжества

Знать понятия: дворянство, дворяне, даты 1157-1174, 1169; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты на примере сравнения политики

Ю. Долгорукого и

А. Боголюбского


Выразить свое отношение к правлению и политике

А. Боголюбского (письменно, в виде плана)




§14




16

Новгородская республика

1

Комбинированный урок

Географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики

Знать понятия: республика, посадник. Выявить общность и различие политического устройства Новгородской республики и управления во Владимиро-Суздальской земле

Составить рассказ об устройстве Новгорода (письменно)




§15.




17-18

Культура Древней Руси

2

Уроки изучения нового материала

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития Древнерусской культуры. Фольклор, письменность, зодчество, живопись, быт и нравы

Уметь объяснять понятия: орнамент, миниатюра, береста, былина, летопись, детинец, посад, алтарь, канон. Уметь работать с иллюстративным материалом учебника и других источников, понимать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

Основные достижения Древней Руси в области культуры на примерах различных дополнительных источников информации

Знать основные исторические предания башкир

§17-18




Раздел 4. Монгольское нашествие и борьба Руси и населения Южного Урала за свою независимость (5 часов)

19

Образование монгольского государства и завоевания Чингисхана

1

Урок изучения нового материала

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания

Знать понятия: монголы, курултай, каган. Определить на основе изученного материала причины и следствие поражения русско-половецких войск

Составить рассказ о возникновении монгольского государства и завоевательных походах монгольских войск.




§18




20

Нашествие Батыя на Русь

1

Комбинированный урок

Походы Батыя на Русь. Последствия монгольского нашествия для Руси.


Знать понятия: порок, катапульта; даты 1236, 1237, 1238, 1240. Уметь анализировать исторический источник, приобретая знания на основе его анализа




Борьба населения Ю. Урала против монгольского завоевания. Взаимоотношения башкир с монгольскими завоевателями, принятие башкирами подданства.

§19




21

Оборона Северо-западных рубежей русской земли

1

Урок изучения нового материала

Экспансия с Запада. Ливонский орден. А.Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище

Знать понятие: Ливония; даты 1240,1242

Группировать исторические явления и события по заданному признаку. Схематизировать материал и уметь его объяснить



§21




22

Золотая Орда.

Ордынское

владычество

1

Комбинированный урок

Золотая Орда и Русь

Знать понятия: Чингисиды, шаманизм, ярлык, численник, баскак, ясак. Уметь систематизировать изученный материал, представив его в виде схемы

Пользуясь текстом, дополнительными источниками информации и иллюстрациями в учебнике, подготовить рассказ 0 культуре и религиозных верованиях населения Золотой Орды

Политическая, экономическая и социальная обстановка на Южном Урале.

§20-22




23

Русь в период

феодальной

раздробленности

1

Повторительно-обобщающий урок

Феодальная раздробленность: причины, последствия

Систематизировать полученные знания на уроках и во внеурочной работе

Тесты, развернутые ответы, работа с историческими документами, иллюстрациями, исторической картой










Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (11 часов)

24

Начало объединения земель вокруг Москвы

1

Урок изучения нового материала

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV века

Знать понятие «черносошные крестьяне», тарханы, мавзолеи; даты: 1325-1340 гг. Уметь определить на основе изученного материала причины возвышения Москвы

Подготовить реферат об Иване Калите

Язычество у башкирских племён. Утверждение ислама среди башкир.

§23




25

Великое княжество Литовское в XIII -начале XV века

1

Урок изучения нового материала

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

Уметь выявлять общие черты и различие сравниваемых исторических явлений (сравнить положение литовских и русских крестьян при анализе исторического документа)

Сравнить на основе изученного материала власть князя в Литве и в Москве (письменно), выделив черты сходства и различия




§24




26

Куликовская битва

1

Урок изучения нового материала

Куликовская битва. Дмитрий Донской Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Знать понятия: Троица, игумен, преподобный; даты: 1380Выявлять общее и различие сравниваемых исторических явлений

Сравнить политику князя Дмитрия Ивановича Донского и его деда Ивана Калиты. Выявить общее и различие, (письменно)




§25




27

Автокефалия Русской церкви

1

Урок изучения нового материала

Начало автокефалии Русской церкви

Знать понятие: автокефалия




Русь в конце XIV-первой половине XV века

§26




28-29

Образование единого Российского государства

2

Уроки изучения нового материала

Предпосылки образования единого централизованного государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига, распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-западных и северо-восточных земель. Становление цен-тральных органов власти. Судебник 1497г.Местничество

Знать понятия: местничество, казна, кормление. Юрьев день, пожилое, поместье; даты 1471, 1479, 1497. Объяснить на основе изученного материала причины образования централизованного государства

Уметь систематизировать и структурировать изученный материал, представив его в виде тезисов, по теме «Государственное управление и законы при Иване III»




§27-28




30-31

Культура и быт русского народа в XIII-XV веках

2

Уроки изучения нового материала

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Подъем русского национального самосознания. Москва - центр культуры русской народности. Устное народное творче-ство, летописание, литература («Задонщина»,

Ф. Грек, А.Рублев)

Знать понятия: пищаль,

нестяжательство.

Умение работать с различными источниками дополнительной информации

Подготовка рефератов: «Технические новинки на Руси в Х111-ХУ веках», «Башни Московского Кремля», «Живописные произведения Х111-ХУв.», «Роль грамоты в жизни средневекового человека» (по выбору)

Культура и быт башкир в XIII-XV веках

§29-30




32

Русь во время

централизации государства

1

Повтори-

тельно-обобщаю-щий урок

Территория,

управление, политическая и экономическая политика страны в обозначенный период

Систематизация знаний и умений, использовать приобретенные знания и умения в практической жизни

Тесты, работа с раз-

личными источниками дополнительной информации










33-34

Итоговый урок

2

Уроки повторения (зачет)




Систематизация

знаний за весь курс

Умение объяснять

исторические понятия, события, знать исторические даты










Раздел 6. Россия в XVI веке

35

Хозяйство России в

концеXV - XVI веке

1

Урок изучения нового материала

Условия развития

страны в XVI веке (территория, население, характер экономики)

Объяснять понятия:

казак, засека, десятина. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации

Определить по карте

территорию расселения донского казачества и подготовить сообщение о казаках, их жизни, нравах и обычаях




§31




36

Царь и Великий

князь всея Руси Иван Васильевич

1

Урок изучения нового материала

Иван IV Грозный.

Установление царской власти. Реформы 50-60 годов XVI века. Земские соборы. Присоединение Казанского и Астраханских ханств

Объяснять понятия:

воевода, приказ, челобитная, разряд, откуп, стрелец, сторожевая служба; даты 1533-1584, 1550, 1551, 1556гг.

На основе анализа

исторических документов и текста учебника охарактеризовать реформы, проведенные Избранной Радой

1553-1557 гг. Поэтапное при-нятие башкирами подданства Рус-скому государ-ству. Условия вхождения башкир в состав Русского государства

§32




37

Опричнина царя

Ивана Грозного

1

Комбинированный урок

Опричнина. Становление самодержавной сословно-

представительной монархии

Объяснять понятия:

опричнина, опричник, земщина, юродивый. Умение анализировать исторический источник и выражать свое собственное мнение

На основе работы с

документом стр. 231 ответить: согласны ли вы с оценкой царствования Ивана Грозного, данной историком В.О. Ключевским?




§33




38

Ливонская война

1

Урок изучения нового материала

Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена

Объяснить понятие: Речь Посполитая. Знать даты 1558-1583.

Систематизировать изученный материал в виде тезисов

Составить тезисы на основе материала учебника и исторического документа на тему «Причины, ход и результаты Ливонской войны»




§34




39

Народы Сибири и поход Ермака

1

Урок изучения нового материала

Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество

Объяснять понятие: острог; знать даты: 1581, 1582 годы

Подготовить сообщения о занятиях и промыслах народов Сибири с использованием дополнительных источников информации

Последствия и историческое значение присоединения башкир к Русскому государству.

§35




40

Культура России

2

Уроки изучения нового материала

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика, летописные своды. Начало книгопечатанья. И.Фёдоров. Оборонительное зодчество. Шатровый храм. «Домострой»

Умение систематизировать изученный материал, представлять его в виде сообщений, рефератов, презентаций




Взаимодействие культур русского народа и башкир, всего населения Ю. Урала. Основание города Уфы

§36




41

Россия и Южный Урал в XVI веке

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Расширение территории Российского государства: управление, экономика, внешняя политика, реформы.

Систематизировать знания по данному периоду

Тесты





































































  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПояснительная записка программа разработана в соответствии с нормативно-правовой...
РФ: Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об образовании», Гигиеническими...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями)

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconРабочая программа по географии для 10-11 класса составлена: в соответствии...
Закона «Об образовании рф» в ред. Федерального закона от 13. 01. 96 №12-фз, закона «Об образовании рб»

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПояснительная записка в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании»
Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательная программа нашего дошкольного образовательного учреждения определяет...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconРабочая программа 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательной школы и составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconРабочая программа по обж составлена на основе Федерального закона...
Моу сош №8 (Приказ №151 од от 09. 2009 г), рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / ав. – сост. В. Н. Латчук,...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Настоящая программа по черчению для 8 класса...
А. Д. Ботвинникова для общеобразовательных учреждений «Черчение». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с Законом «Об образовании в рф»
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с Законом «Об образовании в рф», Федеральным компонентом государственного стандарта...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
Умк «Enjoy English» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2009 под редакцией М. З. Биболетовой,...

Пояснительная записка Представленные рабочие программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлены в соответствии со ст. 43 Конституции рф, Федерального Закона «Об образовании» iconПрограмма по химии 9 класс Пояснительная записка Программа по предмету...
Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание рабочей программы соответствует...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную