Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А


страница1/4
ist.na5bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 2»

Рабочая программа

По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П.Н. 8 класс

Автор : учитель истории Сатулаева А.А.







СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка 2
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета 6
3. Содержание курса изучаемого предмета 8
4. Календарно-тематическое планирование 14
5. Описание учебно-методического и материально-техн. обеспечения образов. деят-ти……………..28


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории предназначена для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, в основу рабочей программы взята программа Л.М. Ляшенко, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

Содержание учебного предмета «История» для 8 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Рабочая программа рассчитана на 43 часа из 68 ч. отведенных базисным планом . 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю. Это годовое количество часов рассчитано на историю России и Всеобщую историю (Новая история).

Программа ориентирована на учебник: - «История России ХIХ в» Зырянова П.Н., М., «Просвещение», 1999г.

Общая характеристика учебного предмета

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира конца XIX - начала XX века в 8 классе. Историческое

образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном культурном, этническом обществе. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной цивилизации.

В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время , учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция

прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию.

Содержание программы по истории России ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов отечественной истории. Соотнесение

фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Содержание программы отвечает двум основным условиям:

 Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

 Курс построен на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития общества, особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития Российской империи и выделить его основные этапы.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Тематическое планирование ориентировано на следующие основные цели курса:

  • формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях изучаемого времени;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей времени;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве русского общества для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Задачи курса:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.;

  • формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности современных общественных явлений.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны:

знать

  • основные этапы и ключевые события всеобщей истории XIX начала XX века; выдающихся деятелей всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ , рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • формирование у учащихся гуманизма и толерантности, основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважения прав и свобод человека;

  • самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;

  • понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

  • понимание роли социальной активной личности в истории;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

  • выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

  • выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умение выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

  • гуманизация личности подростка; формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут им жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),

  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • особенность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству в коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

  • формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты, выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные результаты изучения истории учащимися 8 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а так же процессов, происходящих в современном мире;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявление предпосылок и причин исторических событий, объяснение фактов, сопоставление различных суждений;

  • выработка умения определять и объяснять понятия;

  • формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

  • выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.


2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  • Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

  • Разделять историю изучаемого времени на этапы и объяснять выбранное деление.

  • Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.

  • В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху XIX в. : в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы; в государственной жизни – реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.

  • Определять основные причины и следствия модернизации России; а также реформ, войн.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев.

  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, войн XIX – начала XX века.

  • Давать собственные оценки действиям деятелей отечественной истории по защите своей родины, изменению общественных порядков.

  • Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Ведущие формы, методы, технологии обучения

При организации образовательного процесса будут использоваться следующие педтехнологии:

• личностно-ориентированное обучение, направленное на перевод обучения на основу с установкой на саморазвитие личности;

• развивающее обучение, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов

личностного развития школьников;

• объяснительно-иллюстративное обучение, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их

репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных знаний.

Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала,

комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм организации учебного процесса целесообразно использовать: решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление и разгадывания кроссвордов, интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, подготовка сообщений, работа с документами и др.

В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в группе.

Методы организации и осуществления образовательной деятельности

-методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий,

-словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение, анализ документов,

-наглядные методы: иллюстрации, показ плакатов, репродукций, фото, схемы, таблицы,

-практические методы: работа с учебной книгой и доп.литературой

-методы учебной работы под руководством учителя,

-методы самостоятельной работы учащихся,

-методы стимулирования мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха,

-методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости, долга: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Формы контроля:

  • текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум, терминологические тесты, устные рассказы по плану.

  • промежуточный контроль: тематические тесты,

  • итоговый контроль: контрольная работа.

3. Содержание тем программы

Вводный урок. Россия в начале XIX века. – 1ч.

Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Раздел I. Закат крепостной эпохи

Глава 1. Россия в первой четверти XIX в. – 5ч.

Тема 1: Начало царствования Александра I

Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Основные понятия:

дворцовый переворот, Негласный комитет, министерства, Указ о вольных хлебопашцах, конституционный проект, Государственный совет, сословия, крепостное право, капиталистические отношения антифранцузские коалиции, континентальная блокада,

Тема 2: Начало Отечественной войны 1812 г.

Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.

Основные понятия:

внешняя политика, патриотический подъём, отечественная война, генеральное сражение, редуты, манёвр, партизаны.

Тема 3: Завершение Отечественной войны. Заграничный поход русской армии.

Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Венский конгресс: цели, итоги, значение.

Основные понятия:

Венский конгресс, Священный союз.

Тема 4: Правительство и общество после Отечественной войны 1812г.

Внутренняя политика. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Отмена крепостного права в Прибалтике. Военные поселения А.А. Аракчеева. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества.

Основные понятия:

крепостное право, военные поселения, конституция, «Уставная грамота Российской империи», тайные общества,

Тема 5: Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади.

Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Основные понятия:

«Конституция» Н.М.Муравьёва, «Русская правда» П.И.Пестеля, династический кризис

Закрепление по главе 1 – 1ч.

Глава 2. Николай I и его империя – 4ч.

Тема 6: Первые страницы нового царствования

Следствие и суд над декабристами. Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.

Основные понятия:

самодержавие, III отделение императорской канцелярии, корпус жандармов, теория официальной народности

Тема 7:Попытки укрепить империю и начало ее кризиса.

Кодификация законодательства Сперанского . Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Денежная реформа Канкрина. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Начало кризиса николаевской империи.

Основные понятия:

кодификация законов, государственные крестьяне, волости, сельские общества, Аграрный характер экономики. Крепостной и вольнонаёмный труд. Мюридизм. Имамат.

Тема8: Общественные движения после декабристов. «Люди сороковых годов»

Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг.

Основные понятия:

славянофилы, панславизм, западники, крестьянская община, утопический социализм, революционно-демократическое направление, крестьянская революция .

Тема 9: Крымская война 18531856 гг.

Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Основные понятия:

«жандарм Европы», восточный вопрос, нейтралитет Чёрного моря

Закрепление по главе 2 – 1ч.

Глава 3. Духовная жизнь России в первой половине XIX в. – 3ч.

Тема 10: Образование и наука.

Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество. Русская Америка.

Основные понятия: образованное общество.

Тема 11: Золотой век русской культуры

Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Живопись: стили, жанры, художники. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.

Основные понятия: классицизм, электика, академизм.

Тема 12: Золотой век русской культуры (продолжение)

Театр. Становление национальной музыкальной школы. Русская журналистика.

Основные понятия: крепостные актеры,
Раздел II. Россия в пореформенную эпоху

Глава 4. Эпоха Освобождения – 7ч.

Тема 13: Накануне отмены крепостного права

Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Проект Кавелина.

Основные понятия :реформа, аграрная страна.

Тема 14: Отмена крепостного права в России

Подготовка крестьянской реформы. Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861г.

Основные понятия: Негласный комитет, дворянские комитеты, редакционные комиссии,Манифест.

Тема 15: Основные положения реформы 19 февраля 1861г.

Личное освобождение крестьян, учреждение мировых посредников. Введение «временнообязанных» отношений. Выкупные сделки и выкупные платежи. Крестьянские волнения. Значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

надел, временнообязанные крестьяне, Уставная грамота, надел, выкупные платежи, круговая порука, черноземные и нечерноземные районы.

Тема 16: Государственные преобразования 60-70-х гг.

Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь.

Основные понятия:

земство, городская дума, гласные суды, суд присяжных, всеобщая воинская повинность

Тема 17: Внешняя политика в 60-70-х гг.

Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Основные понятия: Союз трёх императоров, международный конгресс.

Тема 18: Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Основные понятия: национально-освободительная борьба, национальный герой.

Тема 19: Промышленность, с/х и транспорт в пореформенной России

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.

Основные понятия:

акционерное общество, индустрия, аграрно-индустриальная страна, расслоение крестьянства, крестьянская община.

Контрольная работа – 1 ч.

Глава 5. Драма после Освобождения – 4ч.

Тема 20: Общественные движения в 1861-1866 гг.

Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Основные понятия: Радикально-демократическое движение

Тема 21: Возникновение народничества. Три течения в народничестве.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Основные понятия:

Идеология народничества. «Хождение в народ». Народнический террор.

Тема 22: Подъем общественного движения после русско-турецкой войны

Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор.

Основные понятия: политический процесс, террор.

Тема 23: Революционная ситуация 1880-1881 гг

Программа реформ М.Т.Лорис-Меликова как попытка подавить рост революционного движения. Убийство Александра II. Конец реформ, конец «Народной воли», Причины и уроки драмы после Освобождения.

Основные понятия:

«диктатура сердца», цензура, драма после Освобождения.


Повторительно- обобщающий урок по главе 5. – 1ч.

Глава 6. На пороге ХХ века – 5ч.

Тема 24: Русская деревня в конце XIX века. Контрреформы Александра III

Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы: отказ о «парламентских проектов» М.Т. Лорис- Меликова; ужесточение цензуры; «циркуляр о кухаркиных детях» - меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати.; ограничение прав крестьянского, городского, земского самоуправления. Органы государственного управления самодержавной монархии. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Основные понятия

контрреформы, «циркуляр о кухаркиных детях» , инфляция, аграрно-индустриальная страна. монархическая власть,

Тема 25: Промышленный подъем 90-х гг. Рабочее движение

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

Основные понятия:

«Золотое десятилетие» русской промышленности, пролетариат, введение золотого обеспечения рубля; учреждение винной монополии;

строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

Тема 26: Внешняя политика России в конце XIX века

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Основные понятия: Сближение России с Францией.


Тема 27: Начало царствования Николая II. Общественные движения в конце XIX века



На престол вступает последний русский император. Либеральное движение в конце XIX века. Либеральное народничество.

Основные понятия: Комитет грамотности, либеральное народничество.

Тема 28: Распространение марксизма в России

Создание группы «Освобождение труда», марксистские кружки в России. Начало революционной деятельности В.И.Ленина. Возникновение РСДРП.

Основные понятия: пропаганда, марксизм, социализм.

Закрепление по главе 6. – 1ч.

Глава 7. Духовная жизнь России во второй пол. XIX века – 4ч.

Тема 29: Образование и наука

Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Русские путешественники.

Основные понятия:

сеть учебных заведений, гимназии, прогимназии, нобелевская премия, реальные училища.

Тема 31: Большой мир русской культуры

Архитектура. Основные архитектурные стили. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

Основные понятия:

«передвижники», реализм, импрессионизм, псевдорусский стиль в архитектуре.

Тема 32: Большой мир русской культуры (продолжение)

«Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Печать и книгоиздательское дело.

Основные понятия: «Могучая кучка»

Тема 33: Русская Православная Церковь в XIX веке

Общественная деятельность церкви: достижения и потери.

Деятельность К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора Синода. Кризис Православной церкви в конце XIX века

Основные понятия:

Русская православная церковь, церковно-приходская школа, Священный Синод, обер-прокурор Синода .
Заключение по курсу 8 класса- 1ч.

Итоговая контрольная работа – 1ч.

Итоговое повторение – 1ч.

4. Календарно-тематическое планирование по истории России 8 класс





Ур


Раздел

  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа По курсу ««Новая история. 1800-1918 гг.» Юдовская...
По курсу ««Новая история. 1800-1918 гг.» Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. 8 класс

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа По курсу «История Отечества XX начало XXI в.» 11...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа педагога капустиной Асият Малильевны II квалификационная...
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории,...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа учителя истории и обществознания Есиной НатальиКимовны...
Основные даты и ключевые события истории мира и России в изучаемый период; годы революций; годы и основное значение реформ; политической...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа по истории для 10 класса учитель Гниденко Татьяна Витальевна
Н. С. Борисов, под редакцией С. П. Карпова, соответствует учебникам «История России» в 2-х частях, автор Н. С. Борисов, под редакцией...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа Учителя истории и обществознания Есиной Натальи...
Европы и Прусского государства, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами по истории стран мира и...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа по истории для 7 класса учитель Гниденко Татьяна Витальевна
«История России», авторы Данилов А. А., Косулина Л. Г., авторской программы к линии учебников «Всеобщая история» авторы Юдовская...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа учебного предмета «История»
Рабочая программа по истории (11 класс базовый уровень) состоит из двух курсов: история России и всеобщая история

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconРабочая программа учебного курса по истории России 7 класс
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы «История России...

Рабочая программа По курсу «История России ХIХ в.» Зырянов П. Н. 8 класс Автор : учитель истории Сатулаева А. А iconПояснительная записка рабочая программа курса истории России разработана...
Муниципальное общеобразовательное учреждение берендеевская средняя общеобразовательная школа


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную