История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы


страница1/3
ist.na5bal.ru > История > Анализ
  1   2   3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «История возникновения

и самобытность кряшен как этнической группы»


Выполнил учитель технологии Назаровского филиала Клявлинской СОШ №2 им. В. Маскина

Афанасьев Василий Петрович.

фотография (17)

2011

Тема:

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы

Проблема:
У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, традиции, но при перестройке общественной жизни малых народов теряется в их культуре, то ценное, своеобразное, что было выработано в течение многих веков и что является частью общечеловеческой культуры.

Гипотеза:

Каждое большое или малое местечко- частица нашей Родины, это значит и частица её истории.
Цель:

Выяснить историю возникновения кряшен как самобытной этнической группы и возродить интерес к прошлому этого народа.
Задачи:


  1. Найти в литературе, истории, в архивных документах материал о формировании кряшен (крещеных татар).

  2. Подобрать из разных источников материал о самобытности и культуре данной этнической группы.

  3. Провести исследование по этапам формирования кряшен.

  4. Собрать информацию об истории возникновения кряшенского села Назаровка Клявлинского района.



Методы:


  1. Сбор первичных данных.

  2. Изучение литературы.

  3. Анализ документов.

  4. Сопоставление и анализ полученных данных.

  5. Обобщение.

Содержание работы
I. Введение ………………………………………………………. 6 стр.
II. Основная часть

1. Формирование этнической группы кряшены …………… 8 стр.

2. Типы поселений кряшен …………………………………. 10 стр.

3. Традиционное хозяйство кряшен ……………………… 11 стр.

4. Национальная одежда кряшен ………………………… 11 стр.

5. Национальная еда кряшен …………………………… 12 стр.

6. Традиционные праздники кряшен …………………. 13 стр.

7. Обряд свадьбы кряшен ……………………….. 18 стр.

8. Фольклор кряшенского народа…………………… 19 стр.

9. История возникновения кряшенского села Назаровка

Клявлинского района ………………………………………. 21 стр.

III. Заключение ………………………………………………… 24 стр.

IV. Список использованной литературы ……………………. 25 стр.

V. Приложения ………………………………………….. 26 стр.


I. Введение

Испокон веков народ стремился к красоте, искусству. От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность. Под традиционной одеждой мы имеем ввиду передававшийся из поколения в поколение костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижнюю и верхнюю одежду, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетались друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Особенностью традиционной одежды является то, что она тесно связана с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные её элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер.

Меня всегда привлекала красота и оригинальность национальных костюмов разных народов. Меня поразила красота украшений: серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов, серьги, браслеты.

Я был удивлен, почему такая красота лежит где-то в сундуках у наших бабушек, почему, молодое поколение, не видит это, не знает об истории наших предков. На мой взгляд, в понятие «культурный человек» входит такой элемент, как любовь к своей Родине, к тому малому местечку, где ты родился. Изучая историю родного края, мы отдаем достойную дань памяти и дань уважения своим предкам, которые отличались глубокой привязанностью к родным местам, сыновней любовью к ним. Поэтому решил изучить и опубликовать историю формирования кряшен как самостоятельной этнической группы, узнать о её самобытности и культуре. Также изучить историю возникновения своего родного села Назаровка, единственного в Самарской области, в котором проживают кряшены.
II. Основная часть

Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их ещё не вполне верно именуют крещеными татарами. Сами кряшены отказываются называться «крещеными татарами», считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка.

В науке о крященах имеются самые противоречивые сведения. Ю.Г. Мухаметшин в своей работе «Татары-кряшены» утверждает, «кряшены являются одной из групп казанских татар, отличающихся от них некоторым своеобразием материальной культуры»1. Другой татарский историк Д.М. Исхаков в «Исторической демографии татарского народа» в целом соглашаясь с упомянутым исследователем, в тоже время указывает на «недостаточную аргументированность вывода об отнесении кряшен к казанским татарам». Далее Исхаков пишет: « Нельзя не обратить внимание на наличие в культуре кряшен слоя, связанного с христианством и русской культурой, что придаёт специфичность этой группе» Все это показывает, что вопрос о положении крещеных татар в этнической структуре средневолжско-приуральских татар нуждается в дальнейшем обсуждении и уточнении… Во время переписи 1920 и 1926 гг. группа «кряшен», как известно фигурировала в числе этнической единицы. Причем этноконфессионализм «кряшен» осознавался крещеными татарами как этноним. Одним словом, оснований считать крещеных татар особой общностью более чем достаточно. Другое дело, какая это общность-этнографическая или этническая. Мы склоняемся к мнению о том, что кряшены являются этнокультурной (этнографической) общностью…»2

Однако далеко не все ученые разделяют это мнение. В учебном пособии К.И. Козловой «Этнография народов Поволжья» (МГУ, 1964) из ряда бытовых отличий, в частности, в свадебном обряде кряшен и татар-масульман, делается вывод: «Эти различия нельзя объяснить только религиозной принадлежностью этих групп татар. До сих пор не выяснен вопрос о происхождении крещеных татар».3

Действительно, кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорта. Лишенные своей истории, статуса отдельной народности и своего названия, кряшены сумели выжить в годы советской власти, сохранив свою веру и свой язык.


1. Формирование этнической группы кряшены.

Кряшены, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкортостане и в Челябинской области (в последней – нагайбаки)4. По данным переписи населения 1926 года, когда кряшены и нагайбаки учитывались не в составе татар, кряшен было 101,4 тысячи, нагайбаков - 11,2 тысячи человек.

У кряшен выделяется пять говоров: заказанских кряшен, кряшен Нижнего Прикамья, нагайбаков, чистопольских кряшен, молькеевских кряшен. В основном они укладываются в рамки среднего диалекта татарского языка (исключение составляет говор молькеевских кряшен, который ближе к западному диалекту). В составе кряшен выделяются этнографические группы: молькеевская, чистопольская, западно-предкамская, елабужская, мензелинская, бакалинская и нагайбакская. Верующие кряшены исповедуют православие.

В сложении кряшен участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе, позднетюркские-кыпчакско-ногайские компоненты. По-видимому, ко времени христианизации не все кряшены исповедовали ислам. Как самостоятельная общность они сформировались в несколько этапов. Принявшие православие в 15 - первой половине 16 веков быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса. Ядро кряшен сложилось за счет христианизации части татар Поволжья во второй половине 16- 17 веков. Эта группа (численностью на начало 18 века - около 17 тысяч человек) впоследствии получила название "старокрещеные". В первой половине 18 века в Поволжье началась христианизация народа. При этом была предпринята попытка обратить в православие и татар, что вызвало их сопротивление (татаро-башкирское восстание 1755года, активное участие в крестьянской войне под руководством Е. Пугачева) и в целом не увенчалась успехом. В первой половине 18 века около 3,5 тысяч татар были крещены. Они образовали группу "новокрещеных". Следует упомянуть о той грязной и коварной политике насильственного крещения иноверцев, направленной в течение веков против народов Поволжья и Приуралья со стороны царского правительства и миссионеров. Если до 1719 года среди крещеных народов Казанской губернии число татар составляло 13322 человека, то в последовавшие за этим 12 лет к ним прибавилось всего 2995 кряшен. Царское правительство, не сумевшее достичь существенного успеха в христианизации народов данного края, в 1731 году при Свияжском монастыре создало новую комиссию. Однако и она не достигла какого-нибудь ощутимого результата, татарский и башкирский народы не продали свою совесть. Разъяренное правительство в 1738 году перевело эту комиссию в Казань, и она стала называться «Новокрещенской конторой». Архиепископом в Казань был направлен фанатик-миссионер и беспощадный палач Лука Конашевич. Ему в Казанском уезде помогал глава «Новокрещенской конторы» архимандрит Сильвестр Гловатский, а в Уфимском уезде- Дмитрий Сеченов.

Правительство и Синод 2 сентября 1740 года выработало специальную инструкцию для «Новокрещенской конторы». Там было строго указано:

«…всем новокрещеным строго ходить в церковь; если кто-то продолжит держать магометскую веру, то наложить штраф; новокрещеных переселить к русским или русских переселить к новокрещеным; (простым)крещеным выдать медный крест, рубаху, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирик с чулками; знатным крещеным выдать: крашеный кафтан, какого цвета сам захочет, вместо чириков-сапоги, женщинам - волосники, холщевые рубахи; выдать денег: мужчинам по 1 рублю 50 копеек, юношам – по рублю, мальчикам по 50 копеек, женщинам и девушкам свыше 12 лет – по рублю, девочкам до 12 лет - по 50 копеек; богатым выдать по иконе для домов; для обучения детей иноверцев русскому языку открыть 4 школы в Казани, Елабуге, Цивильске, Царевококшайске…»5

С целью активизации крещения поволжских народов императрица и Сенат 22 июня и 28 сентября 1743 года, 4 февраля 1744 года выпустили дополнительные Указы, в которых повелевалось о строительстве церквей в мусульманских селах, где имелись хотя бы несколько новокрещеных; о выселении некрещеных из деревень, где появились новокрещеные; о предоставлении различных льгот крещеным.

О религиозных верованиях татар Самарской области сказано в «Паспорте этнической группы татар Самарской области»: «Политика массовой христианизации поволжских народностей, активно проводимая царским правительством в 18 -19 веках, не увенчалась успехом. К середине 18 века удельный вес крещеных татар достиг только 7,6% от общей численности татар всего Среднего Поволжья и Приуралья. Ко времени Генерального межевания в Бугульминском уезде крещеные татары составляли около 3% от всего татарского населения уезда, в Бугурусланском – 5,2%, в Бузулукском – 7% , в Ставропольском – 1,2%».6

В середине XIX века православный миссионер Николай Ильминский создал для кряшен алфавит на основе кириллицы, для того чтобы они не «отатарились» и могли учиться в своих, а не исламских школах и лучше понимали православное богослужение. С тех пор началось возрождение и фиксирование кряшенских традиций, а кряшенским алфавитом позже стали пользоваться все татары.

История формирования кряшен до конца ещё не изучена. Есть много разных версий. Например, бывший преподаватель-филолог Елабужского университета РТ Николай Демьянович Григорьев, глубоко интересующийся историей своего народа, о происхождении кряшен сказал так: - Есть разные точки зрения. Я придерживаюсь той, что мы идем от болгар. Наши вышивки, орнаменты на одежде очень похожи на то, что делают задунайские болгары. А значит, у нас общие корни. И мы, кряшены, пошли от волжских булгар. Есть сведения, что у хана Курбата был сын Батыр, который съездил в Константинополь, и там принял христианство. Случилось это где-то между 615 и 635 годами, когда Булгария активно воевала с Византией. И получается, кряшены стали православными за четыреста лет до русских.

По официальной версии татарских ученых, кряшены крещены насильно( а между тем название «крещёный татарин» для кряшена является оскорбительным). Известно, что ещё до Ивана Грозного, завоевавшего Казанское ханство, крящены сражались вместе с русскими в войске Дмитрия Донского. В Куликовской битве был кряшенский отряд, которым командовал Семенов. Они первыми приняли удар Мамая и полегли поголовно… У нас православные имена и русские фамилии. А ведь Державин, генерал Карбышев тоже были из кряшен.

Язык кряшенский - самый древний из тюркских языков… Нельзя не упомянуть имя профессора Ильинского, который в запрошлом веке очень много сил отдал для того, чтобы сохранить культуру кряшен, и даже стал автором кряшенского букваря. Любопытная подробность: как я узнал несколько позже, Николай Ильинский, кроме всего прочего, был большим другом семьи Ульяновых и даже крестным отцом Владимира…7

Традиционная культура кряшен достаточно своеобразна, что связано как с особенностями формирования общности, так и с воздействием православия. В условиях изоляции кряшен от общей массы татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиционной культуры, которые переплетались с элементами христианской культуры. По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарами-мишарями (чистопольская, молькеевская).

1.Типы поселений кряшен.

Типы поселений: деревни, сёла (аул), в основном овражно-речного или долинного типа. В 19 веке преобладала линейная форма планировки деревень. Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб - преобладали двухкамерные жилища (изба - сени), из целого ряда хозяйственных построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба). Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, лубом и камышом. Традиционное было деление дома на две половины - белую (ак ой) и черную (кара ой). Почетным местом у кряшен - наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тэре почмак). Жилая часть комнаты делилась, как и у татар-мусульман, на две половины (мужскую и женскую) перегородкой или занавеской (чаршау). Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и другое. Основной мебелью служили нары, полати и лавки. В концу 19 века проникли и некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы).

3. Традиционное хозяйство кряшен.

Ведущую роль в хозяйстве кряшен играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овес, гречиха, ячмень, горох, чечевица). Из технических культур возделывали коноплю, реже - лён. Основным орудием вспашки оставалась до начала 20 века соха. Огородничество и садоводство были развиты слабо, ограничивались выращиванием картофеля, лука, иногда капусты, тыквы. Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует тот факт, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и мясо животных в обрядовой пище не присутствовало). Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами - утки и индейки). Имелось пчеловодство; рыболовство и охота носили любительский характер. Промыслы достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и тому подобное.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconКряшены: история и культура
Есть спорные вопросы в этногенезе и культуре кряшен. В кайбицком районе проживает одна из интересных и самобытных групп кряшен-молькеевская....

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconИсследовательская работа «Казачий лексикон уходящая самобытность нашей семьи»
Из истории формирования диалектной системы Донской группы говоров

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconСинхронное плавание один из самых утонченных и элегантных видов спорта...
История возникновения синхронного плавания корнями уходит в века. Праздники и игры, во время которых плавающие юноши и девушки устраивали...

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconИстория праздника 23 февраля День защитника Отечества
А, между тем, история эта совсем неоднозначна, и до сих пор по поводу возникновения даты 23 февраля ведутся споры между историками....

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconУрока: презентация Power Point «История возникновения геометрии»
Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения геометрии; развитие интереса к предмету с помощью изучения истории и развития...

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconПлан: Введение Культурные традиции бурятского народа как основа здорового...
При этом достижения современной официальной медицины не привели к полному вытеснению традиционной медицинской культуры и, соответственно,...

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconМетодическая разработка учителя начальных классов мбоу сош №6 Фирсовой...
История возникновения и развитие ковроткачества как вида декоративно-прикладного искусства

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconНазвание мероприятия
Работа лекторской группы старшеклассников в 1-4 классах с рассказом-беседой об истории возникновения письменности на Руси

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы iconИстория столовых предметов: «История возникновения деревянных ложек»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №9 г. Канска

История возникновения и самобытность кряшен как этнической группы icon«История возникновения праздника»
«Откуда пришел праздник? Почему именно 1 сентября?». Возникла идея провести подготовку к празднику в ходе осуществления проекта «1...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную