Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация


ist.na5bal.ru > Культура > Документы
Словарь педагогических терминов по воспитательной работе
Адаптация приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.

Адаптивная система обучения – это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

Выпускник - лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

Воспитательная работа - это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

Гражданственность - сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод.

Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование чувства любви и уважения к своей Родине, гордости за достижения народа, страны, уважения к Конституции и законам Республики Беларусь, ее истории и традициям; стремления преумножать авторитет страны, достигая успехов в учебе, труде, спорте, общественной жизни; осознание гражданской позиции, ответственности за развитие и рост благосостояния государства, своего города, семьи; стремления сохранять свое здоровье и здоровье других людей, оберегать природу и ресурсы страны.

Гендер - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.). Это понятие используется в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Гендерное неравенство  - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Коммуникативное поведение учителя - процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.

Здоровый образ жизни – образ жизни, который обеспечивает формирование, сохранение, и укрепление здоровья.

Идеология – система взглядов, представлений, соответствующих целям и особенностям развития общества на современном этапе

Инновация- новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).

Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений

Контроль это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Компетентность учителя профессиональная - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.

Личностный подход (в пед.) - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию

Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.

Образовательный процесс - обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;

Обучающийся - лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы;

Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина О. указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами.

Отношения межличностные - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной.

Педагогический имиджобраз педагога, представляющий совокупность внутренних (личностных, профессиональных), качеств и внешних характеристик, который создается в результате прямого их восприятия в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса или через мнение других людей.

Правовая культура — общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия по их реализации. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается сроком на пять лет и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Психология - наука о душе (внутреннем мире) – форма активного отражения субъектов объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы.

Попечительский советорган самоуправления учреждения образования, созданный с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

Педагогическая технология - это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.

Патронат — альтернативная форма воспитания, при которой ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на воспитание в семью граждан по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание. Патронатным родителям может выплачиваться специальное пособие или предоставляться определенные льготы. Патронатный воспитатель должен пройти специальную подготовку и обучение.

Психолого-педагогическая компетентность - определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся

Профессиональная компетентность – способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Свойства личности – гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Толерантность – 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям

Формирование здорового образа жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных, новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные укрепления здоровья стали привычными. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом поведения.

Участники образовательного процесса - обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поседения в определенных жизненных условиях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13.01.2011 № 243-3

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001

  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999

  4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002

  5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998

  6. Третьяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. – М.; 2001

  7. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школ. – М.; 2001

  8. Жижек, Славой. Возвышенный Объект Идеологии. — М.: «Художественный журнал», 1999. — ISBN 5-901116-01-1

  9. Логинов Алексей Валерьевич. Идеология как проблема социальной онтологии: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11: Екатеринбург, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:04-9/557

  10. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: Феникс. — 2000.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconРабочая программа по воспитательной работе в « 8» а...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор мбоусош №1 г. Советский

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconСловарь терминов по обществознанию
Абсолютные обязанности граждан – это обязанности, которые возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconСловарь терминов по истории России
Здесь представлена вся терминология, которая понадобится при сдаче истории – вопросы по терминам есть в частях а и В

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconАнализ воспитательной работы 2015-2016 учебный год
В 2015-2016 учебном году педагогический коллектив определил в воспитательной работе школы основные задачи

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconИспользование икт в воспитательной работе
Информационная справка, содержащая сведения об образовательном учреждении стр. 3

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconЗам директора по воспитательной работе
Профиль музея: боевой и трудовой славы, этнографический и историческое краеведение

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconСценарий юбилейного мероприятия
Автор: заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель Махова Наталья Николаевна

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация icon2015/2016 учебный год Номинация: Коррекционная и специальная педагогика...
Социальное развитие и адаптация детей с нарушениями слуха средствами межличностной коммуникации

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconВопросы к экзамену в восьмом семестре
В рабочую тетрадь заместителя директора школы по воспитательной работе//Воспитание школьников, 2001,№ – С. 14-17

Словарь педагогических терминов по воспитательной работе Адаптация iconСценарий праздника «Последний звонок». Поезд из Ромашково.(11 класс)
Автор: Матевосян Вера Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную