Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно)


ist.na5bal.ru > Литература > Документы
Максимова Нелля Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБС(К)ОУ

«Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми

(просьба опубликовать статью срочно)
Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

- личностная культура

- социальная культура

- семейная культура

Именно уроки русского языка и литературы благоприятны для работы в этих направлениях.

Учитывая специфику нашей школы, я хотела бы в своем выступлении обратить внимание на изучение пословиц и поговорок в качестве средства воспитания нравственности на своих уроках.

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми педагогических целях, воспитательной работе, справедливо считали пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму.

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – доброта, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Доброта есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.

(Возьмите любую пословицу – это своеобразная педагогическая миниатюр).

Пословица – это мини-текст, представляющий собой уникальный экспериментальный материал. Мир пословиц неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов. Анализ учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. И все же она проходит в школе эпизодически и часто формально – в результате умение понимать мини-текст не всегда формируется. Выполняя грамматические задания с пословицами, учащиеся остаются на низком понимании мини-текста. Акцентирование внимания на лексико-грамматических особенностях пословицы не приближает к пониманию общего смысла, не способствует его переносу на другие тексты или жизненные ситуации.
Фонд пословиц очень богат. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей:


  1. Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.




Предложения

Пословицы или поговорки

Учись всю жизнь.

Век живи, век учись.

Беречь время.

Делу время – потехе час.

Разумно жить – минутой дорожить.

Береги здоровье.

Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Больной и сам не свой.

Не болтай.

Держи язык за зубами.

Будь гостеприимным.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Гостю почёт, а хозяину честь.

Не торопись, делай всё аккуратно.

Делано наспех, делано насмех.

Поспешишь, людей насмешишь.

Держи слово.

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Не завидуй другим.

Завидущи глаза не знают стыда.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься.

Ссора до добра не доведёт.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца.

Сделал дело – гуляй смело.

Не верь началу – верь концу.








2. Закончи пословицу.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера … боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони … недалеко падает.

Грамоте учиться … всегда пригодится.

Худой мир … лучше доброй ссоры.

На безрыбье … и рак рыба.

Один в поле … не воин.

Ученье свет … а неученье – тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке … не утаишь.

  1. Составь пословицу правильно.

1. Едешь на день, а сам не плошай.

2.Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.

3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.

4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт

5. На бога надейся, хлеба бери на неделю.

6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.

  1. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.

Один с сошкой – семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

В одном пере и птица не родится.

Где два, там не один.

Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

Один, да дорог, не надобно и сорок.

Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Сто голов, сто умов.

Семеро по лавкам.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один воин тысячи водит.

Один волк гоняет овец полк.

Весна да осень – на дню погод восемь.



  1. Закончи пословицу или поговорку.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера… боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони… недалеко падает.

Грамоте учиться… всегда пригодится.

Худой мир… лучше доброй ссоры.

На безрыбье… и рак рыба.

Один в поле… не воин.

Ученье - свет… а неученье - тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке… не утаишь.



  1. «Путаница». Буквы внутри каждого слова перепутаны, вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицу или поговорку.

Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)

Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)

Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)

Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)

Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)

У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)

Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.

6. «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.

Баба с возу, а хомут найдётся.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

  1. Какой пословицей можно озаглавить ситуации.

Ситуация №1.

Лентяй: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Добросовестный ученик:

Нет, дружочек, нет.

Теперь мне гулянье не впрок.

Дай прежде окончу урок.

(Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час.)

Ситуация №2.

Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.

  • Это случайно, - оправдывалась она.

(Что посеешь, то и пожнёшь.)

Ситуация №3.

Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.

  • Вот ещё, - возмутился Валерий, - буду я возиться!

(Любишь кататься, люби и саночки возить.)

Ситуация №4.

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».

Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

  1. Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки. Объяснить их значение.

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто мёдом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут. (10 пословиц)

  1. Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).



Новых

друзей

наживай,

а

старых

не

забывай.



Чего

себе

не

хочешь,

того

и

другому

не

делай




  1. В кроссворде зашифрована пословица.

1













2













3













4













  1. Назовите длиннохвостую мышеловку. (Кошка)

  2. Назовите один из предметов детских развлечений. (Игрушка)

  3. Маленькая серая плутовка. (Мышка)

  4. Следы печали на лице. (Слёзы)

(Кошке – игрушки, мышке – слёзы.)

10. Пословицы и поговорки на заданную тему.

Ученье.

Учи других - и сам поймёшь.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи – век учись.

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.

Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.

Знание лучшее богатство.

Знание – сила.

Не кичись, а учись.

Пословица, поговорка.

Голая речь – не пословица.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На рынке пословицы не купишь.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Красна речь пословицей.

На всякого Егорку есть поговорка.

Дружба.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познаётся в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит.

Поделись, да не подерись.

Дружба и братство дороже богатства.

Друзья познаются в беде.

помогай другу везде. не оставляй его в беде.

Труд.

Без труда нет плода.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Без работы и печь холодна.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без дела жить, только небо коптить.

Праздность – мать порока.

Всякое уменье трудом даётся.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Не работы бойся, пусть она тебя боится.

Не печь кормит, а руки.

Терпение и труд всё перетрут.

Играть – играй, да дело знай.

Поспешишь – людей насмешишь.

Каков мастер, таково и дело.

Не будет скуки, если заняты руки.

Природа.

Весною дождь растит, а осенью гноит.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Январь – году начало, а зиме – середина.

Февраль богат снегом, а апрель водой.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Что летом родится, зимой пригодится.

10. Пословицы на заданные звуки и буквы.

А – Азбука к мудрости ступенька.

У – Ученье – путь к уменью.

Учить – ум точить.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

О – Слово пуще стрелы разит.

Слово давать, так слово держать.

Чтобы научить детей правильно применять пословицы и поговорки, полезно предлагать им такие вопросы: «О ком можно сказать: «Мал золотник, да дорог?», когда так говорят: «Глаза боятся, а руки делают?», кому мы напомним: «Тише едешь, дальше будешь?»» и т.п.

Подробнее остановимся на разнообразных видах работ с использованием пословичного материала.

1.Разъяснение смысла предложенных пословиц.

2.Иллюстрирование пословиц.

3.Инсценирование пословицы. Группа учащихся показывают заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. Остальные учащиеся отгадывают ее.

4.Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.

5.Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о дружбе, о труде…).

6.Сочинение по пословице. Вот примерный текст сочинения.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Когда я делаю уроки, сначала выполняю задание в черновике. Потом мама проверяет, и я переписываю в чистовик. Мама всегда говорит мне, чтобы я обязательно проверила упражнение в чистовике. Но я ленюсь и не проверяю. Поэтому учительница в моей работе находит ошибки. Если бы я проверяла и в чистовике, то у меня всегда были бы отличные оценки.

7.Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним: а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц; б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

8.Игра “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

9. Игра “Кто больше?” За определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.

10.Игра «Найди лишнюю пословицу».

1.Хвастать – не косить, спина не болит.

2.Не спеши языком – торопись делом.

3.Язык до Киева доведет.

4.От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном просмотре лишней можно посчитать первую пословицу. А при более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что слова не всегда совпадают с делами. Следовательно, лишней является третья пословица.

11. Игра «Найди пару». Нужно сгруппировать пословицы по смыслу.

1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.

2. Руби дерево по себе.

3. Знание никому не в тягость.

4. Без корня и полынь не растет.

5. По Сеньке и шапка.

6. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

12. Перевод с русского на русский. «Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное положение: Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

13. Вспомнить, как называют в народе такого человека.

Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).

14. Отгадать пословицу по двум словам.

Дело - безделье

Дело - потеха

Дружба – служба

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

В заключение привести пример с работами детей.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ

КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ

 

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.

Считая труд основным фактором физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашел работающих, - кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).

В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «У кого умелые руки, тот и мед ест».

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином - протрезвится, пьяный казной - никогда», «Работающему в поле пахарю - толокно, сидящему на меже хозяину - сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Знанье и труд - близнецы», «Рабство - вниз, наука - вверх», «В надежде на хлеб - ума не бросай».

Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить - и двор кривой», «Корову доил - молоко не сберег, рукав латал - шубу сжег», «Не управился с быком - так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.

Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе, так и отрицательное. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих

её смысл:

Семь раз примерь, один раз отрежь.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей. Формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем, прежде всего, те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать, чтобы выучиться.

Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconПлан-конспект урока технологии р п. Лебяжье гкс (К) оу «Лебяжьевская...
Гкс (К) оу «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconМбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Никольска

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconПсковская обл., Гбоу «Пыталовская специальная (коррекционная) общеобразовательная...

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconТема: «Монголо-татары»
Кгбс(К)оу новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) icon"Дорогами войны"
Огкоу пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconПредметная неделя по математике
Омской области «Исилькульская специальная коррекционная общеобразовательная школа интернат VIII вида»

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconСценарий общешкольного мероприятия «Картошка хлебу присошка»
Кгбс(К)оу «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I вида»

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconУчебно-тематический план кружковой работы «В стране рукоделия»
Огс(К)оу «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconПубличный доклад директора
Государственное казенное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Куртамышская кадетская школа-интернат»

Мбс(К)оу «Общеобразовательная школа-интернат №6 V вида» г. Перми (просьба опубликовать статью срочно) iconПлан проведения конференции 12 ноября 2013 г
Государственное казенное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Куртамышская кадетская школа-интернат»


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную