Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано


ist.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Администрации Косинского муниципального района

МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Литература

7 класс

2014 г.

Соответствует требованиям Согласовано:

государственного образовательного замдиректора по УМР

стандарта Андрова Н.С.______

руководитель ШМО русского

языка и литературы


Составитель: учитель русского языка и литературы

Останина Татьяна Николаевна

Рабочая программа на 2014-2015 учебный год по курсу литература для 7 –х классов составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной

Учебник: Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2ч./ Москва, Просвещение,2010

Количество часов - 105

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2010 и учебника «Литература 7 класс», 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Данная рабочая программа, в соответствии базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений, рассчитана на изучение курса литературы в объеме 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в освоении окружающего мира.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: от древности до сегодняшнего дня сменилось множество различных жанров эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров: «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Основные теоретические понятияроды (эпос, лирика и драма), а также лироэпические произведения. Жанры, особенности каждого из них.

В процессе изучения курса литературы будут реализовываться следующие виды учебной деятельности:

- выразительное чтение и восприятие художественного текста;

- осмысление сюжета произведения;

- устное словесное рисование;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- анализ текста.
Ожидаемые результаты

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение : роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Уметь:

- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

- отличать стихотворную речь и ее особенности;

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

- работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;

- обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (5ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Коми –пермяцкие былины о богатырях

Т е о р и я л т е р а т у р ы. Предание. Гипербола. Былина. Руны. Мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (3ч)

«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись.
Из русской литературы 18 века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Ода.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Романтизм, Баллада, литературный перевод.
Из русской литературы 19 века (30ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальном гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы.
Николай Васильевия Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности повести. Сравнительная характеристика рассказчиков. Богатство духовного мира крестьянских детей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Былички.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма. Трехсложные размеры стиха.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Гротеск.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы 20 века (23ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Сурикова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.
М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Вертинский. «Доченьки; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «о моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (6ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Особенности жанра хокку (хайку)
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Учебно-тематический план


п/п

Тема раздела

Кол.

часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из русской литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

30

6

Из русской литературы 20 века

23

7

Из зарубежной литературы

6

8

Итого

70


Учебно-методический комплект

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010 г.

  1. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... (дидактические материалы по

литературе)., 2014


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,

2010

  1. Зубова Е.Н. Контрольно – измерительные материалы. Литература 7 класс.

Москва: «ВАКО», 2012 г.

8. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 7 класс:

к учебнику В.Я.Коровиной «Литература 7 класс», 2014


Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 кл. Москва: «ВАКО», 2013 г

7. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы: 7 класс,

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В.,

. Литература в 7 классе: Урок за уроком. 2000

10. Литература. 7 класс:

поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. Я. Крутова,С. Б. Шадрина. 2009.


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 11 класс 2014 г. Соответствует требованиям...
...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 8 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 8 класса была составлена на основе примерной программы основного общего образования и соответствует...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Учебный курс: русская литература
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по мировой художественной культуре соответствует...
Рабочая программа по мировой художественной культуре соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по литературе в 6 «Б» классе на 2014-2015 учебный год Пояснительная записка
Авторы-составители программ для 5-11классов – Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа Литература 6 класс 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconРабочая программа по литературе для 10класса учитель СейтнебиеваЭсмаШакировна
Российской Федерации, на основе Примерной программы по литературе, соответствует учебнику «Литература», 10 класс, авторы С. А. Зинин,...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconПриказ №93 от 03. 09. 2014 г рабочая программа по технологии. 7 класс
Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования. Коллектив...

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель Директор моу
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В. Я. Коровиной и рассчитана на 68 часов

Рабочая программа Литература 7 класс 2014 г. Соответствует требованиям Согласовано iconАнализ учебно-воспитательной работы лицея за 2013-2014 учебный год
...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную