Человеку никак нельзя жить без родины


ist.na5bal.ru > Литература > Документы
Литературная гостиная (6 класс)

«В том краю, где ты живешь…»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

Юсова Ирина Викторовна

Цель: Воспитание любви к малой родине, к своим землякам

Задачи: 1. Познакомить с личностью и творчеством Александра Гауна

2.Знакомство с историческим и культурным наследием родного края через

поэзию поэта - земляка

3.Создание условий для самореализации каждого ученика

4. Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности

5. Развитие навыков общения, раскрепощения, артистических талантов

6. Привитие навыков выразительного чтения, читательской культуры

Оборудование:

  1. Проектор, ноутбук, экран

  2. Выставка книг вязниковских литераторов

  3. Выставка материалов и книг Александра Гауна

  4. Слайдовая презентация

  5. Видеофильмы

  6. Смайлики

«Человеку никак нельзя жить без родины,

Как нельзя жить без сердца…»

К.Г.Паустовский

Слайд 1

Учитель:

Я приветствую всех собравшихся в нашей литературной гостиной и надеюсь, что всем присутствующим будет здесь уютно и интересно.

Константин Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без родины,

Как нельзя жить без сердца…»

У каждого человека есть своя малая родина – с детства милый сердцу край.

Мы живем с вами во Мстере – древнем крае, богатом своей неповторимой природой, лесами и лугами… Наша малая родина прославилась на весь мир искусством лаковой миниатюры, изделиями ювелиров, вышивкой. И все это создано талантливыми мстерянами, нашими земляками. Вот обо всем этом мы и будем сегодня говорить.

(учитель читает наизусть на фоне тихой музыки)

Вдалеке от всех дорог,
Что проходят стороной,
Мстёра – тихий уголок
Над спокойною рекой.

Там волна целует ивы,
Как застенчивых друзей
Шелестит камыш пугливо
В древней вотчине князей.

Меж соседними стогами,
Как старик, бредёт туман.
Над печальными лугами
Птиц взлетает караван.

И художник, сам Творец,
Изукрасил всё богато:
Пустил в небо «голубец»,
Киноварью взял закаты.
И таланта благодатью
Наградил Бог мастериц –
Вышивают белой гладью
Улетевших в небо птиц.
Ну, а первый богомаз
Посвятил Творцу работу,
Осторожно на левкас
Чуть наносит позолоту.

И народ мастеровой

Потихоньку, понемногу
Тонкой кистью иль иглой
Помогал усердно Богу.

Постарался он не зря:
В тишине над речкой Тарой
Пробуждается заря
Неуснувшею гитарой.

Мстёры русское лицо
Не один творил талант,
В Золотое влил Кольцо,
Как чистейший бриллиант.
(показ слайдов сопровождает фоновая музыка)
Слайд 2

(учитель)

Это стихотворение принадлежит нашему земляку, художнику, поэту, писателю и просто интересному, необыкновенному человеку Александру Ремовичу Гауну. Давайте познакомимся с ним.

Слайд 3

(ученица)

Гаун Александр Ремович родился 18 декабря 1951 года в городе Муроме Владимирской области, жил в доме №3 по улице Садовой . Воспитывался в большой дружной семье - бабушка, дедушка, мать, отец и младшая сестра. Мать, Гаун Евгения Ивановна, учитель русского языка, имела природное художественное чутьё цвета, что и передала сыну. К увлечению сына рисованием относилась серьёзно, поддерживала его в первых начинаниях, помогала, давала советы, опираясь на свой опыт, таким образом, разви¬вая у Александра художественные способности. Отец, Гаун Рем Александрович, был портным-закройщиком.

Слайд 4

(ученик)

Читать он научился еще в детском саду и всегда любил рисовать. Рисовал всегда везде, на чем подвернется. Тогда с рисовальными принадлежностями было туго, и альбом для рисования был мечтой. Поэтому рисовал на оставшихся чистых листах в тетрадках учеников, что оставались у них после окончания учебного года. Когда кончались чистые листы, то в ход шли уже исписанные. Рисовал прямо по тексту, написанному ручкой. Карандаши были коротенькие, какой находил, таким и рисовал. Краски были несбыточной мечтой. Бывало, рисовал и во время уроков карикатуры, шаржи, просто, что придет в голову. На уроке рисования выполнял рисунки себе и соседям по партам.

Слайд 5

(ученица)

В 1969 году окончил десятилетку в городе Муроме. В том же году поступил в мстёрскую художественную профтехшколу на первый курс отделения лаковой миниатюры. Проучился один год и был призван в ряды советской армии.

Служил в ракетных войсках стратегического назначения. В армии Александр был постоянно связан с рисованием. Оформлял наглядную агитацию, ленкомнату, писал плакаты, стенды и прочее. После демобилизации продолжил обучение в художественной школе у Лидии Александровны Демидовой - члена Союза художников России. В 1975 году закончил мстёрскую профтехшколу по курсу лаковой миниатюры

Слайд 6

(ученик)

В этом же году он поступил на фабрику « Пролетарское искусство» в качестве художника по росписи изделий из папье-маше. Там активно работал над созданием авторских произведений, не удовлетворяясь простым копированием. На фабрике работал в творческой группе под руководством Владислава Фёдоровича Некосова - члена Союза художников России.

Слайд 7, 8,9, 10, 11, 12,13

(ученица)

Александр Ремович принимал участие в выставках с авторскими работами в России и за рубежом. В 1990 году был принят в Союз художников СССР. На фабрике лаковой миниатюры он проработал 21 год и в 1996 году ушел для самостоятельной творческой деятельности. В настоящее время работает дома, занимаясь своим любимым делом.

Слайд 14

(ученик)

Еще работая на фабрике, Александр Гаун увлекся сочинением стихов. В 1996 году вступил в состав Вязниковской литературной группы. В 2003 году выпустил первый сборник стихов «Мстеры тихий уголок» , в 2005 – второй «Сонет на краешке холста» .

Наверное, автор хотел подчеркнуть, что он, прежде всего, художник. А стихи занимают лишь «краешек холста»… Оказалось, что это не совсем так. Как бы то ни было, но метафора свежая, неожиданная, запоминающаяся.

На самом краешке холста,

Где ляжет рама из багета,

Изображу я гладь листа

И строки грустного сонета.

Слайд 15

(ученица)

Позже стал писать коротенькие рассказы преимущественно шутливого содержания.

В 2019 году вышел сборник

«Строки на палитре». Именно земляк, трудолюбивые, мастеровитые, добросердечные люди с душевной простотой и юмором – жители Мстеры, поселка Заречье и близлежащих деревень являются персонажами рассказов.

Слайд 15, 16

(ученик)

Публиковался в местной и областной прессе (газета «Маяк» - Вязники , «Голос культуры» - Ковров , «Голос писателя» - орган владимирской организации Союза писателей России, газета «Доверие» – Собинка)

Слайд 17

(учитель)

Творчество Александра Ремовича Гауна разнообразно. Но сегодня мы будем говорить о стихах, написанных о нашей малой родине.

Богатое прошлое у Мстеры. Возникшая в качестве слободы при Богоявленском монастыре, Мстера являлась старинной вотчиной князей Ромодановских. Вот как об этом рассказывает поэт в своих «Сонетах о Мстере»:

Слайд 18

(чтец1 читает наизусть)

Среди красот Владимирской земли,
    Есть низменное место Ромодани.
    Царём удел тот князю был подарен,
    И князя Ромоданским нарекли.

    Там в пойме двух прозрачных, тихих рек,
    Что Клязьме в дар свои приносят воды,
    Уж насадили люди огороды
    И возводил посёлок человек.

    Вот первый храм кресты свои воздел,
    Звонарь будил окрестные селенья.
    Его заслышав, в поле, в борозде

    Творили люди крестное знаменье,
    И дали безымянной слободе
    Название «Погост Богоявленья».

 Слайд 19                       *
(чтец 2 читает наизусть)

Снискало графа Панина именье
   Почёт и славу шумного села,
   Здесь ярмарка товарами цвела,
  С окрестных сел слеталось населенье.

  Скрипел доской Торговый старый мост,
  Телеги шли по улочке наклонной.
  По Сотеннной, Кузнецкой, Миллионной
  На ярмарку спешили, в наш погост.

  Шумела площадь, красками сверкая,
  Возы тащились в уличной пыли,
   Товары были даже из Китая.

    Звенела медь и брякали рубли.
    С лотков девчонкам ленты продавая,

 Отсюда коробейники пошли.

 Слайд 20

(учитель)
Мстера издавна славится своими ярмарками. Сюда съезжались люди из дальних мест, коробейники бойко продавали свой товар, шумел, гудел люд на площади. Мстерян до сих пор называют «сазанами». Откуда же пошло это название? Посмотрите инсценировку по стихотворению «Легенда о сазанах»              
(в инсценировке участвуют 4 уч – ся: ведущие ( в русских сарафанах) – 2, купец (толстый, в красной рубахе), покупатель (в мужицкой рубахе);
(Инсценировка по стихотворению А.Гауна «Легенда о сазанах»)

 Ведущая1 Во Мстёру как-то прибыл
                     В базарный день купец
                     И воз отличной рыбы
                     С собой привёз, хитрец.
Сазан налит икрою,
                     Под кожей копит жир,
                     Укрыт сырой травою
                     Вальяжный пассажир.

Ведущая2:  На площади базарной
                     Шумит торговый люд
                     И свой товар кустарный
                      Здесь бойко продают.

                      Уже предприниматель
                     На сдачу ищет медь,
                     Подходит покупатель
                      На рыбку посмотреть…

       Купец: Кому, друзья, сазана?
                      Пока ещё живой!
                    Скажу вам без обмана,
                     Он весь почти с икрой!

Покупатель: Почём товар, любезный?
                   
          Купец: Три сотни килограмм.

Покупатель: С ума сошёл, болезный,
                      Окстись на божий храм.
Купец, побойся Бога!
                    Три сотни - килограмм
                    Ведь это очень много!..

   Купец: Задаром не отдам!

Покупатель: Никто не просит даром,
                   Но всё же быть должна
                   Согласная с товаром
                   Реальная цена!

     Купец:  У ваших рыболовов
                        Такие не клюют!

Покупатель: Кету у Жигаловых
                   Дешевле продают!

Купец: А я скажу вернее,
                       И Бога не боясь,
                       Что мой сазан жирнее,
                       Чем ваш костлявый язь!
                       К тому ж, возьми расходы
                       Издалека везти
                       И в жаркую погоду
                       С товаром быть в пути!

Покупатель: Здесь, под Высокой гривой,
                      Уж, парень, не взыщи,
                      Но в омуте, под ивой
                      Все снасти рвут лещи!
  В Ковров уносят сети
                      Лещи размером с таз…

        Купец: Слыхали байки эти
                      Уже не первый раз.
У вас всего крупнее
                     На Таре пескари!
                      А мой сазан жирнее…

Покупатель: Ну, нет, браток, не ври!

Купец:            Да посудите сами:
                     По триста грамм икры,
                    Тут в каждом килограмме!

Покупатель: Беру! За полторы!   
             
        Купец: Ты знаешь, я к насмешкам
                      Давно уже привык.
                      Смотри, какая тешка!
                      Смотри, какой балык!

Покупатель: Торгуйся, но с оглядкой,
                    Умеренно проси,
                     Ведь это не стерлядки,
                    Всего лишь караси!

        Купец: Карась намного ниже,
                     Примерно как пескарь,
                     Сазан он рангом выше,
                    Он здешней рыбе – царь!

Покупатель:  Давай, хоть для почину,
                    Покамест нет жары,
                    Убавь на половину,
                    Беру, за полторы!

        Купец: Ну, нет, браток,
                      За гроши ты даже не проси!
                      Смотри, товар хороший,
                      Давай уж согласись.


Покупатель: Ну, ладно, Бог с тобою,
                    Беру, как осетра!
                    Но только чтоб с икрою!
Купец: За сколько?

Покупатель: Полтора!
Покупатель: Давай поделим вместе
                 Мы цену пополам!
                 И я возьму за двести,
                 Но только килограмм.

        Купец: Давай, бери за триста!

Покупатель: Да ты, купец, нахал!
                 Такого афериста
                 Я в жизни не встречал.
Хоть неплохая рыбка,
                 Но ты учти, торгаш,
                 Что здесь, на мстёрском рынке,
                  За столько не продашь.
Купец: Но что-то стало душно,
                   Наверно, быть дождю.

Покупатель: Знать, цену скинуть нужно!

        Купец: Немного подожду!

Покупатель: Чего ты ждёшь, дружище?
                   Смотри, вон сколько мух!
                  Ведь в этакой жарище,
                   Давно сазан протух!
                        
 Ведущая1: А солнце с неба ярко
                   Купцу палит товар,
                   Невыносимо жарко
                   Дрожит над рыбой пар.

                   Купец гоняет с воза
                   Нахальных мстёрских мух.
                   Пот вытирая с носа,
                   Не рыбий чует дух…

Ведущая2:    И вот купец в прогаре.
                   Что цену заломил:
                   Никто на всём базаре
                   Ни рыбки не купил.

                   Уж солнце красным шаром
                   Коснулось дальних крыш.
                   Прощается с базаром
                   Купец, не взяв барыш.
Ведущая1: Под дамбою с откоса,
                   Не тратя лишних слов,
                   Зажавши кончик носа,
                   Свалил купец улов.

                   И после уж оврагом
                   Поехал, жизнь кляня,
                   Неторопливым шагом,
                   Не понукал коня.
Ведущая2: Но только солнце село,
                   Как Мстёра ожила!
                   И принялась за дело:
                   Всю рыбу собрала.

                   Промыла в Таре-речке
                   Купцу ненужный груз
                   И закоптила в печке:
                   Отличный вышел вкус!
                                    
                   Не всем досталось, видно.
                   Но, может, люди врут?
                   С тех пор мстерян ехидно
                   «Сазанами» зовут.



Слайд 21



(учитель)

А вот еще одна забытая легенда… Когда – то во Мстере жил бедный мужик Крестьянинов. Неожиданно он разбогател, построил себе большой дом , стал заниматься благотворительностью: открыл больницу, помогал церкви.. Во Мстере говорили, что он нашел клад … Вот как поэт изложил эту легенду в стихах. Послушайте.

( читает подготовленный ученик))








Давно то дело было

Прошло уж столько лет…

Метель в лугах кружила

И заметала след.
И вот в такую пору

По санной колее

Шагал мужик во Мстёру

Спешил домой, к семье.
Мужик жил небогато

Хозяйство, огород.

А малые ребята

Прожорливый народ.
Прохожий шёл неспешно,

Лишь миновал стожок,

Как на дороге снежной

Наткнулся на мешок
*

Окинул всю округу

Не видно никого,

Лишь только лепит вьюга

Барханы из снегов.
Наверно, пьяный ехал

И уронил с саней.

Пока мужик мерекал,

Становится темней,
Не так велик размером,

Но больше, чем сума.

А так сказать, к примеру,

Большая котома.

Прохожий так, с опаской

К находке той присел,

Как потянул завязки,

Открыл и обомлел.
Лишился дара речи,

А тело бьёт озноб,

Заныла даже печень.

Прохожий сел в сугроб.
Мужик, глазам не веря,

Руками веки трёт,

Как будто видит зверя,

Который ласки ждёт.
В мешке между снегами

Был настоящий клад,

Он был набит деньгами,

Как нынче банкомат.

*

Схватив мешок подмышку,

Где шагом, где бегом,

К жене и ребятишкам

Спешит в родимый дом.
*

Не спал он до рассвета,

Ведь сон не шёл на ум,

Куда девать все это

Не ясно самому.
Мужик был небогатый

Махнул рукой и вот,

Хозяин тороватый

Пустил всё в оборот.

Решительно и смело

Мужик был не глупец,

Своё открыл он дело

И сделался купец.

И вот купец практичный

Уже имел доход,

Построил дом кирпичный,

А раньше был банкрот.

Во Мстёре люд дивится:

Мужик–то стал богат

Отгрохал он больницу

И в церковь сделал вклад.
Забыл нужду и горе

Сказали, что зимой

Из Добриц шёл во Мстёру,

Нашёл мешок с казной,
Но как-то раз под вечер

К нему пришёл во двор,

Как видно издалече,

Тот самый кредитор,
Что на дороге санной

Мешок свой потерял.

И молвит гость нежданный:

- Во Мстёре говорят,
Что ты находишь клады.

Так за тобой должок.

Его вернуть бы надо,

Ведь это мой мешок.

Купец сказал со вздохом:

- Тех денег больше нет.

Хозяин молвит: - Плохо,

Давай, купец, ответ.
Что сделал с капиталом,

Всю правду говори!

Ведь денег там немало,

Смотри, мне, брат, не ври!
Мужик ответил честно:

- Я пред тобой в долгу,

Во Мстёре всем известно,

Что я нашел в снегу.
Что сделал я с казною?

Куда девал я клад?

Пошли, пойдём со мною,

Увидишь наш посад.
Дал денег на больницу,

Где раньше был пустырь,

Немалую частицу

На храм и монастырь.
Сказал ему хозяин:

- Ты, вижу, молодец.

Как звать тебя, мстерянин?

- Крестьянинов купец.
- А ты не осрамился!

На поприще таком,

Деньгой распорядился

Толково, и с умом.

Как я теперь смекаю,

Пустил ты деньги в толк.

И я тебе прощаю,

Нечаянный твой долг.

*
История занятна,

Но дело ведь не в том,

Что всем она понятна,

Что кончилась добром.
Больничные палаты

Стоят уж столько лет,

Купец в родных пенатах

Оставил добрый след.
Теперь и в нашу пору,

Благодаря купцам ,

Украсил нашу Мстёру -

Стоит как новый храм.
Пусть огонёк традиций

Напомнит свет лампад,

Вот этим и гордиться

Беречь, как будто клад.

Слайд 22

(учитель)

Герои произведений Александра Гауна – обыкновенные люди, живущие среди нас. Он обладает способностью замечать то, мимо чего многие пройдут, не обратив внимание. В произведениях раскрывается образ русского человека, нашего земляка, с его положительными и отрицательными сторонами, талантами и недостатками. Так были написаны стихотворения «Дядя Саша», «Соври-ка на ходу» .

Старожилы подтверждают, что когда то в Слободке жил мужик, который очень любил говорить неправду, причем, придумать он мог очень быстро, так сказать «на ходу» Его так и прозвали «Соври – ка на ходу»

Посмотрите видео о Слободке, прослушайте песню на стихи А. Гауна. Музыка и исполнение нашего земляка Владимира Курчаткина

(прослушивается песня на стихи А.Гауна «Соври-ка на ходу» в исполнении В. Курчаткина

Слайд 23

(учитель)

Наша Мстера славится мастерами лаковой миниатюры. Да и сам поэт - художник – миниатюрист. Ему хорошо знакома этот нелегкая работа.

О кропотливом труде мстерских мастеров рассказал поэт в стихотворении «Шкатулки черно – лаковый узор»

(чтение стихотворения наизусть учеником)

Шкатулки черно – лаковый узор,

Былины мудрость, юмор русской сказки…

Как будто бы поет народный хор,

Горят, сверкают, мягко тлеют краски.
Орнамент и рисунок, тонкий цвет

Покрыты лака пленкою зеркальной,

И даже фантастический сюжет

Нам почему – то кажется реальным.
Тончайшей кистью мастера рука

Кладет мазки неспешно, кропотливо.

Простой пейзаж: деревья и река –

Знакомо нам, а значит, так красиво.
Мелка работа, словно труд Левши,

Раздумье, мысль, порывы вдохновенья.

Вот так из самой глубины души

На Божий свет рождаются творенья.
Слайд 24

(учитель)

Необыкновенно хороша природа нашего края! В своей пейзажной лирике поэт рассказал о красоте наших мест, о наших лесах, лугах, реках во все времена года.

(чтение учеником наизусть ст. «Встала алая заря»)

Светел солнечный наряд
У девицы.
Встала алая заря
Над старицей.

Красит золотом волну
Возле мели.
Нарушают тишину
Птичьи трели.

Там, за стенкой тростника
Невысокой
Просыпается река
Под осокой.

Луч играет на волне
Под обрывом,
Там, в далекой глубине
Бродит рыба.




Над водою тростники
Затрещали,
То поплыли рыбаки
За лещами.

И оставив берега
Луч дал деру,
По полям и по лугам
К нам во Мстеру.

Пятна света по долам,
По болотам.
Загорелись купола
Позолотой.

Луч пробился сквозь кусты
Своевольно.
Осветились все кресты
Колокольни.


Словно парень молодой
К девкам вышел,
Пробежал он слободой
И по крышам.

Из распахнутых дворов,
Из посада
Гонят жители коров
К Тюмбе в стадо.

Храм сияет на горе
Белизною.
Непременно быть жаре
Или зною.



Учитель: Есть у нас прекрасные места, где Мстера плавно переходит в село Татарово. Там, около реки Мстерки, шумят березы, отражаясь в спокойной глади воды…

Давайте пройдемся по этим местам и послушаем песню на стихи А. Гауна «Под татаровской горой», музыка и исполнение Владимира Курчаткина.

( Просмотр видео «Под татаровской горой»


Слайд 25

(учитель)

А как хорошо у нас летом, когда все благоухает в бурном цветении, от трав исходит медвяный запах, спокойно несут свои воды наши реки – Клязьма, Мстерка и Тара.

(чтение ученицей стих. «Заря косынку полоскала»)

Заря косынку полоскала

Среди колючих тростников,

И край румяный растрепала

Об иглы рыбьих плавников.
Косынки красной лоскутами

В луга швырнула, рассмеясь,

И луг окрасился цветами,

Перед зарей принарядясь.
Раненько девушки собрались

И обрывали те цветы,

Но только зря они старались

Собрать косынки лоскуты.

Слайд 26

(учитель)

А какие у нас бывают закаты!.. Вот как рассказывает поэт об этом в стих. «Катилось солнце красным диском»

(Чтение учеником наизусть стих. «Катилось солнце красным диском»)

Катилось солнце красным диском

Над горизонтом низко-низко.

Закат малиновый, как морс,

Протек в травы зеленый ворс.
В реке дрожат лучи заката.

А ветерок несет куда-то

Дымок забытого костра

Поверх воды и сонных трав.
Вот вечер гаснет. Небо ало,

Тумана бело покрывало

Легко накинул ветерок

На тихий Мстеры городок.
Уж ночь зажгла луну, как лампу,

И озарила светом дамбу,

Сквозь кроны ив и тополей

Рисует тени их ветвей.
А на мосту, над чистой Тарой,

Воркуют тихо, нежно пары,

Облокотясь на парапет.

И только мне здесь пары нет.
Слайд 27

(учитель)

А красавица – осень! Ее воспевают в своих стихах все поэты! Ну, а у нас, во Мстере, она особенно хороша!

( чтение учеником стих. «Раскалила осень клены»)

Раскалила осень клены,

Солнце в слитках тополей.

Летним зноем опалены,

Вянут пустоши полей.
Проплывают в небе гряды

Низких, серых облаков.

Рдеют осени наряды

Вдоль остывших берегов.
А река мерцает сталью,

Волны мчатся за листом.

И туман прозрачной шалью

Лег в ложбинке под кустом.
Заблудилось теплым светом

Солнце в гроздьях у рябин.

Мстерским теплым бабьим летом

Виснут нити паутин.
Живописцы, где же кисти,

Холст, бумага, карандаш?

Нарисуйте клены, листья -

Мстеры сказочный пейзаж!

Слайд 28

(учитель)

Хотя за окном сейчас весна, но, кажется, еще совсем недавно мели метели, укрывая все кругом мягким белым покрывалом, серебристый иней осыпал деревья, реки наши были скованы льдом и присыпаны снегом, который искрился на солнце! Сказочная картина!

(чтение наизусть стих. «Туман»)

Мстёры древней панорама.
Перед ней – стена тумана.
И почти не видно леса
За его густой завесой.

Силуэты тёмных линий
Растворил пушистый иней
А в тумане все белёсо:
Вот махровые берёзы,

Ветки словно паутинки
Как с диковинной картинки,
Там сугробы как барханы
Наметали в ночь бураны.

Словно важные персоны
Сединой одеты сосны
Ели грузные в салопах,
Точно замерли в сугробах.

Пар слегка дрожит над Тарой.
Солнце жёлто-красным шаром
Пробивается в тумане
Будто лампа светит в бане,

Снег ковром лежит на поле,
Как на царственном престоле,
Над домами дым клубами.
Новый год мы встретим с вами.

Слайд 29

(чтение ученицей наизусть стих. «Опускался снег на Мстеру»)

Опускался снег на Мстёру
Очертанья мягко стёр он.
Стёр окрестные селенья,
Лег на храм Богоявленья,

На церковную ограду,
На дома всего посада.
У кустов согнулись ветки.
Залепил заборов сетки,

Палисадники, калитки,
Снег тяжелый, плотный, липкий.
Деревенский жирный творог
Скрыл тропинку и пригорок.

Опустился снег неровно
На причудливую кровлю
Краснокаменного клуба,
На окошки и на трубы.

Изукрасил прихотливо
Все карнизы и отливы,
На дома, стога, сараи,
Что стоят внизу окраин

Возле самой Мстерки–речки,
На заборы и крылечки
Улеглась снежинок стая…
Но, конечно, снег растает,

Если лёг до Покрова.
Как забудутся слова.

Слайд 30

(учитель)

Наконец – то прорвалась к нам весна, снег растаял, начинается разлив.

(чтение ст. «Разлив» ученицей)

Лишь только нежные валеры

Окрасят почки на кусте,

Увидишь с дамбы крыши Мстеры,

Как панораму на холсте.

А там, внизу, за тополями,

Где чуть качнулись ветки ив,

На Таре лед осел краями –

Так начинается разлив.

Потом растает снег на склонах,

Ручьи, журча, бегут с горы,

И покидают реки лоно,

И топят нижние дворы.

И вот бурлит вода в запрудах,

Вновь обнажились берега.

И зелень ярким изумрудом

Уже украсила луга.

Слайд 31

Учитель: Ну, а впереди у нас, ребята, жаркое солнечное лето, когда мстерян спасают от летнего зноя наши реки, Мстерка, Клязьма и Тара. Послушайте юмористическую зарисовку «Месть»

(Ученица читает рассказ А.Гауна «Месть»)

Месть

Жара. Зной дрожит в воздухе, как жар в духовке. Речка замерла и почти совсем не движется. Раскаленные купола белоснежного монастыря опрокинулись в прохладную воду Мстерки. На противоположном берегу небольшой пляж. Рядом, прямо с участком желто – серого песка, в тени осокорей – зелень лужайки.

На пляже и лужайке распростерты тела отдыхающих. Они лежат на покрывалах, полотенцах, прямо на песке. Зной сковал мысли и звуки. Не слышно разговоров, не видно играющих в карты – лень и зной царит на всем берегу.

На воде, чуть поодаль от купальщиков, там, где вода покрыта широкими листьями кувшинок, плавает стая гусей. Их белые силуэты резко выделяются на фоне осоки, и отражение мелькает меж листьями кувшинок.

Крупный гусак, приподнявшись на хвосте, сильными крыльями бьет по воде, поднимая тучи сверкающих на солнце брызг. При этом он высоко поднимает голову и гортанно кричит, широко раскрыв крючковатый клюв.

Отдыхающие лениво посматривают на реку, на монастырь, на гусей и снова погружаются в дремоту.

Дочерна загорелый мальчишка лет восьми – десяти в черных блестящих трусах на корточках сидит возле воды. Подставив солнцу худую спину, он что – то строит из песка: таскает в ладошках воду, сыплет песок, снова поливает строение, втыкает в него прутики.

Но скоро это занятие ему надоедает. Он оглядывается по сторонам и видит гусей. Стая тем временем, громко гогоча и хлопая крыльями, стала выбираться на берег.

Мальчуган побежал к птицам. Размахивая прутом, шлепая по воде ногами и громко крича, он прогнал гусей снова в воду. Те с недовольным гоготом, нехотя поплыли среди кувшинок, загребая красными лапами. Когда гуси надумали высадиться в другом месте, парнишка опять, брызгая водой, крича и замахиваясь прутом, снова загнал их в речку. Так повторялось несколько раз.

Отдыхающие, лениво глядя сквозь солнечные очки, наблюдали всю эту картину.

Но потом озорнику надоело и это занятие. Он бросил прут и, забыв про птиц, побрел по кромке воды, пиная мелкие камушки.

Гуси тем временем потихоньку выбрались на берег позади мальчишки.

Здоровенный гусак вытянул шею, раскрыл красный клюв, распахнул веером крылья. Потом, нагнув голову к самой воде, шлепая перепончатыми лапами, стремительно пустился догонять обидчика.

Мальчишка, погруженный в свои думы, шел вдоль реки, низко опустив голову.

Гусак настиг его клювом и прихватил изрядный кусок тощей мальчишечьей задницы.

Ничего не подозревавший малец дернулся вперед, выгнулся дугой и заорал дрожащим голосом:

«Ма-а-а-ма-а!» - и, как ошпаренный, бросился наутек, постоянно оглядываясь и прикрывая ладошками уязвленное место.

Пляж взорвался хохотом. Гусак еще несколько метров преследовал мальчишку, злобно шипя, норовя еще раз достать черные трусы, но потом отстал.

Стая выразила свое одобрение действиями вожака дружным гоготом. Гусак, великодушно оставив побежденного, гордо поворачивая страшный клюв, отправился к стае принимать поздравления.

Жарко. Солнце уже в зените. Пляж снова погружается в дремоту.

Слайд 32

(учитель)

Александр Гаун не смог сегодня встретиться с вами, ребята. Но он прислал вам стихотворение. Послушайте его.

(учитель читает послание А Гауна)

Из окошек  в  нашей школе

Виден был  недавно март.

И заснеженное поле

 И сугробы выше парт.

 

Ну , скажите нам на милость:

 Ведь  весны приходит срок!

Неужели заблудилась,

Пропустила свой урок?

 

Где весна? Где потепленье?

 И куда апрель пропал?

 За такое поведенье

Двойку им вкатать   в журнал!

 

-Ну, попробуй, угадайте,-

 Нам учитель говорит,

 Что весна теперь на сайте

 «Одноклассники» сидит!

 

-Нет, «нормальные приколы»

 Предлагает интернет!

 Говорит, что после школы

 Все равно апреля нет!

 

Словно делает в насмешку!

Или , может, нам на зло.

ХОть  бы скинула на флешку

 Нам весеннее тепло!

 

Но теперь апрель обрушил

Все сосульки , как стекло. 

 На дорогах сделал лужи,

 С крыши тоже потекло.

 

Днем  ударили капели,

 И, на солнышке искрясь,

Все сугробы враз осели,

Появилась даже грязь.

 

Мы опять   глядим в  окошко,

Что там видно? Угадай!

Там пока еще немножко,

Но проглядывает май!!.

Слайд 33

Учитель:

Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем крае через творчество нашего земляка, поэта и писателя Александра Гауна.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые лежат перед вами, словами «да» или «нет»:

  1. Я узнал много нового______

  2. Мне это пригодится в жизни_____

  3. На встрече было над чем подумать_______

  4. На все возникшие у меня вопросы в ходе встречи я получил ответы_______

Отобразите Ваше отношение к мероприятию в виде смайлика

(ребята заполняют листочки, затем показывают смайлики)

Слайд 34

Учитель:

Я благодарю всех за участие в работе нашей литературной гостиной. А в заключение посмотрите видеофильм о Мстере.

Песня на стихи А.Гауна, музыка и исполнение Любови Минеевой

(просмотр фильма «Мстера – родина моя»)














Поделиться в соцсетях



Похожие:

Человеку никак нельзя жить без родины iconКогда я была маленькой, меня интересовали вопросы: Как отличить левый...
В ульяновске без теплой обуви тоже никак нельзя. Как говорится, без шубы и валенок и зима без конца! В валенках не страшны самые...

Человеку никак нельзя жить без родины iconА. П. Чехов в одну из репетиций флейтист Иван Матвеич слонялся между...
Просто несчастье! Никак не найду себе подходящей квартиры! В номерах мне жить нельзя, потому что дорого, в семействах же и частных...

Человеку никак нельзя жить без родины iconФормирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки...
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша...

Человеку никак нельзя жить без родины iconИсследование по теме : Поверхностное натяжение воды
Вода важнейшее вещество, без которого нельзя жить всем живым существам. Она обладает удивительными свойствами. Одним из таких свойств...

Человеку никак нельзя жить без родины iconТыва Проект «Успенка село мое родное»
Невозможно человеку прожить без Родины! С детства закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним,...

Человеку никак нельзя жить без родины iconВечер классической музыки «Ее чарующие звуки…»
Л. Н. Толстого: "Без Тютчева нельзя жить". Портреты Ф. И. Тютчева в молодости и в старости, Амалии Крюденер, Е. А. Денисьевой ставятся...

Человеку никак нельзя жить без родины iconУрок технологии в 5 классе Тема: «Изучение свойств хлопчатобумажных...
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование...

Человеку никак нельзя жить без родины iconПрограмма внеурочной деятельности «Поклонимся великим тем годам!»
Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании...

Человеку никак нельзя жить без родины iconКонспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока»
В статье «Интеллигенция и революция» А. Блока есть такие слова : «Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы)...

Человеку никак нельзя жить без родины iconРоман Достоевского «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова никак...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную