Кузнецова Юлия Александровна


ist.na5bal.ru > Литература > Урок
Кузнецова Юлия Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО № 1858 г. Москвы ЮВАО,

1 квалификационная категория

kuznecova1858@mai.ru

«Голоса из блокадного Ленинграда» -урок - литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы О.Берггольц «Февральский дневник».

Аннотация: материал данной статьи позволяет увидеть, что обычный урок по литературе можно превратить в настоящий спектакль, где ученики являются не просто зрителями, а непосредственными организаторами и участниками; кроме того, с литературно-музыкальной композицией «Голоса из блокадного Ленинграда» мы участвовали в фестивале-конкурсе «Театральный Олимп-2015», где стали призерами окружного этапа, а также в I школьном театральном фестивале «Белая река», посвященном Году культуры в России и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ходе подготовки материала урока у ребят была сформулирована тема для исследовательского проекта.

Список ключевых слов: Ольга Берггольц, «Февральский дневник», блокадный Ленинград, Великая Отечественная войне.
Цель урока:

  • - воспитать чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;

Задачи урока:

  • Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.

  • Способствовать развитию литературных способностей учащихся:

  • - эмоциональной чуткости к слову.

  • - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.

  • Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

  • Создать условия для рефлексии учащихся по итогам работы.

Но самое главное - затронуть душу ребенка, вызвать в нем чувства сострадания, сопереживания.

Ход урока.

I.Организационно - мотивационный этап урока.

На креслах детей (урок проходит в актовом зале) лежат треугольники – письма с фронта участников Великой Отечественной войны (письма брали из интернета, распечатывали на состаренной бумаге, чтобы максимально погрузить детей в атмосферу того времени). Ребята читают письма.

а) Беседа.

-Как вы думаете, откуда эти письма, кто их написал?

-Что вы чувствуете, когда читаете эти письма?

-Что нового вы узнали из этих писем?

(Ученики рассказывают о том, что это письма с фронта, написанные участниками Великой Отечественной войны, о том, что узнали о событиях, происходивших в то далекое время, о ходе сражений, о жизни людей, о тяготах и бедах того времени; многие ребята заплакали, читая письма, объясняя это тем, что представили, что это могли быть их прадедушка или прабабушка – почти все хотели поделиться нахлынувшими на них чувствами).

Такое начало урока помогло задать нужный эмоциональный тон всего урока, погрузить ребят в атмосферу военного времени, стать наблюдателями всего происходящего.

II. Информационно – аналитический этап урока.

а) Слово учителя.

Мы с вами прочитали письма фронтовиков, почувствовали то, что переживали они во время войны, узнали их мысли, мечты. Но, как правило, информацию о войне мы узнаем по учебникам истории, из справочников, энциклопедий – информацию, но не чувства: мы не испытаем страха, ужаса, не сможем почувствовать боль от всего происходящего. И только благодаря литературе это возможно. Сколько прекрасных произведений написано о событиях Великой Отечественной войны – стихотворений, песен, поэм, рассказов, романов.

Сегодня мы обратимся к поэзии. Автор, с которым мы познакомимся сегодня, - Ольга Берггольц – в годы Великой Отечественной войны оставалась в осажденном Ленинграде, работала на радио, ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ее называли Ленинградской Мадонной, Блокадной Музой и Голосом Ленинграда. Ее имя было внесено немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. А голодные люди в промерзших квартирах, лишенные всего, прислушивались к репродуктору, порой едва шептавшему – ее голос помогал людям выдержать горе, потери. В феврале 1942 года Ольга Берггольц прочитала по радио свою поэму «Февральский дневник» и стала поистине народной поэтессой. Люди ее понимали, так как с ними «по праву разделенного страданья» говорил близкий им человек. Благодаря Ольге Берггольц и мы сегодня услышим «голоса из блокадного Ленинграда»

б) Литературно-музыкальная композиция: «Голоса из блокадного Ленинграда» по мотивам поэмы Ольги Берггольц «Февральский дневник»

(Во время спектакля на большом экране слайдами идут фотографии из блокадного Ленинграда) – материалы спектакля - сценарий, презентация, видео и фото - прилагаются.

III. Оценочно – рефлексивный этап урока.

  • 1. Что узнали нового и чему научились?

  • 2Что вам дала такая форма подачи учебного материала? Как повлияла на ваши чувства?

  • 3.Взаимооценивание (как вы оцениваете игру актеров?)


Р.S. После урока мы с ребятами – актерами спектакля (они ученики 5,6 и 9 классов) анализировали, все ли получилось, насколько проникновенно они читали, смогли ли донести боль людей, живших в Ленинграде, понравилось ли им быть непосредственными ведущими урока.

Что касается исследовательской работы – когда готовили спектакль, очень долго работали над интонациями, паузами, обсуждали, почему нужно читать так, а не иначе – у ребят возник вопрос: почему при написании стихотворения автор использует те или иные знаки препинания, какова их роль? Так возникла тема научно-исследовательской работы: «Смысловая роль знаков препинания в стихотворениях о войне», над которой ребята будут работать летом и в следующем учебном году.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Кузнецова Юлия Александровна icon«Профессия – юрист». Автор: преподаватель истории и обществознания...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №36

Кузнецова Юлия Александровна iconЮлия Александровна Кислова педагог дополнительного образования
Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами...

Кузнецова Юлия Александровна iconРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста через...
Составитель Гостевская Юлия Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский...

Кузнецова Юлия Александровна iconТом одиннадцатый
Редакционная коллегия: С. Бондаренко, В. Борисов, А. Горбов, В. Дьяконов, А. Зарщиков, В. Казаков, А. Кузнецова, И. Кузнецова, В....

Кузнецова Юлия Александровна iconТом тринадцатый
Редакционная коллегия: С. Бондаренко, В. Борисов, А. Горбов, В. Дьяконов, А. Зарщиков, В. Казаков, А. Кузнецова, И. Кузнецова, В....

Кузнецова Юлия Александровна iconТом двенадцатый
Редакционная коллегия: С. Бондаренко, В. Борисов, А. Горбов, В. Дьяконов, А. Зарщиков, В. Казаков, А. Кузнецова, И. Кузнецова, В....

Кузнецова Юлия Александровна iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебный год Номинация конкурса
Информация об авторах: Алентьева Елена Юрьевна 09. 1973) учитель географии, Пьянкова Лидия Александровна (10. 04. 1947.) учитель...

Кузнецова Юлия Александровна iconПолякова Юлия Александровна учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2 города Суздаля»
С 1997 по 2000г обучалась в Юрьев-Польском высшем педагогическом училище (колледже). Присвоена квалификация «Учитель русского языка...

Кузнецова Юлия Александровна iconТом восьмой 1964 «Группа людены», 2016 Концепция издания Светлана Бондаренко и Александр Воронин
Редакционная коллегия: С. Бондаренко, В. Борисов, А. Горбов, В. Дьяконов, А. Зарщиков, В. Казаков, А. Кузнецова, И. Кузнецова, В....

Кузнецова Юлия Александровна iconТом третий 1959 «Группа людены», 2016 Концепция издания Светлана Бондаренко и Александр Воронин
Редакционная коллегия: С. Бондаренко, В. Борисов, А. Горбов, В. Дьяконов, А. Зарщиков, В. Казаков, А. Кузнецова, И. Кузнецова, В....


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную