Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году


страница1/2
ist.na5bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

города севастополя

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году
Методист ДПО СЦРО

Волкова Л.И.


г. Севастополь

2016г.

МетодическИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по преподаванию учебного предмета «Музыка» в 2016-2017 учебном году
Курс «Музыка» является одним из главных предметов в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о музыке, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о музыке как искусстве, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте и роли в жизни общества и каждого человека. Изучение музыки направлено не только на усвоение определенной системы знаний искусствоведческого характера, но и на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организация личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.

В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных организациях города Севастополя реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об объявлении в Российской Федерации Года кино / Указ Президента РФ от 07.10.2015 г. № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино».

  3. Приказ минобрнауки России от 15 августа 2016 года № 1039 «О приеме необходимых материалов для включения учебников в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  4. О внесении изменений в федеральный перечень учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. № 38

  5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2016 г. №870

  6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 г. № 38993)

  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендовано использовать следующие пособия:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор

/ Д. В. Григорьев, П. В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. 233 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 27.07.2014).

4. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования / Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.

В 2016–2017 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС ООО), наряду с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО продолжается реализация программ

федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС).

В 2016–2017 учебном году в преподавании музыки необходимо обратить внимание на следующие особенности: в период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют ФГОС, в т. ч. принципам системно-деятельностного подхода. Сегодня образование направлено на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те методики обучения и воспитания, которые во многом определяют успешность работы по определенному учебнику. Выбор учебников осуществляется в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 июля 2016 г. №870 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

(http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-18-iyulya-2016-g-870-ob-utverzhdenii-poryadka-formirovaniya-federalnogo-prerechnya-uchebnikov.html).

Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

Не допускается использование устаревших и не получивших грифа Министерства образования и науки учебников и пособий.

Подробная информация об УМК по музыке (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы:

Музыка НОО

1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info

2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/

3. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12845

4. http://edwisrb.ru/education/programs/?id=409230

5. http://www.ast.ru

Музыка ООО

1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info

2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/

3. http://www.ast.ru

В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в преподавании предметов и в связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для начальной школы.

Обучение музыке определяется также следующими документами и материалами:

1. Примерные программы по предмету «Музыка». 1–4 классы. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по предмету «Музыка». 5–7 классы. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

Авторские программы:

1. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Учебно-методический комплект «Музыка». 1–9 классы. Учебники, творческие тетради для учащихся, фонохрестоматия для учащихся, хрестоматия музыкального материала для учителя, методические пособия для учителя. М.:«Просвещение», 1998–2014.

В примерных программах выделены общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения музыки и изобразительного искусства в 1-4 и 5-9 классах, в соответствии с федеральным БУП Минобрнауки РФ (таблица 1).

Таблица 1


Класс

Начальное общее образование

Среднее общее образование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предмет

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Музыка

ИЗО

Искусство

(Музыка)

Искусство

(ИЗО)

Искусство

(Музыка)

Искусство

(ИЗО)

Кол-во часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Необходимо обратить внимание на то, что в 8 и 9 классах предметы ИЗО и Музыка включаются в учебный план школы по 0,5 часа в неделю при наличии квалифицированных специалистов по данным дисциплинам. На усмотрение администрации и в силу объективных причин вместо предметов ИЗО и Музыка в 8 и 9 классах можно ввести интегрированный курс «Искусство» (1 час в неделю), который включается в нагрузку учителя имеющего специальное музыкально-педагогическое образование.

С целью предпрофильной подготовки обучающихся возможно формировать классы с углубленным изучением (3 часа в неделю) музыки или изобразительного искусства. Дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

Уроки предметной отрасли «Искусство» в начальной школе ведут специалисты, имеющие соответствующую квалификацию учителя музыки, изобразительного искусства (музыкально-педагогическое образование). В силу производственной необходимости уроки музыки может вести учитель начальной школы при условии владения музыкальным инструментом, певческим голосом и методикой преподавания предмета.
Программа «Музыка» НОО направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися, которые происходят в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы, обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Программа «Музыка» ООО предусматривает формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.

Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

В методологическую основу программы были положены современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
За время обучения предмету выпускнику необходимо научиться:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Особенности преподавания предмета Мировая художественная культура

Предмет Мировая художественная культура на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. Изучение предмета возможно так же и на профильном уровне.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие обучающихся в современном культурном процессе. В этой связи программы по данному предмету предусматривают виды деятельности, способствующие воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность учащихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных учащимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории.

Рекомендуется рассматривать два основных этапа изучения МХК: 5-9 классы – факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10-11 классы – базовый и профильный курсы (БУП). Выделение дополнительных часов плодотворно отразится на итогах участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету.

Интегрированный курс «Мировая художественная культура» в старшей школе ведут учителя, имеющие соответствующую квалификацию учителя мировой художественной культуры, либо учителя музыки, изобразительного искусства. При условии прохождения курсов повышения квалификации данную дисциплину в классах универсального обучения можно включить в нагрузку учителя истории, литературы.

При организации изучения мировой художественной культуры, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

• стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне;

• федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

• стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на профильном уровне;

• примерные программы по мировой художественной культуре.

Домашние задания по предметам искусства носят творческий характер, записываются в журнал, но не являются обязательными на каждом уроке.
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа учитывает требования федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconДанилова Г. И. «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.»
М.: Дрофа, 2012. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации. В соответствии с учебным планом...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconОстровская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное...
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Аудиприложение к учебнику mp3- м.,Дрофа, 2013

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
«Искусство» («Изобразительное искусство» и «Музыка»). Программа рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах, один раз в...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по предмету «мировая художественная культура»
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Материал...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по мхк для 8-9 классов на 2015/2016 учебный/год
Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Предмет мхк систематизирует знания...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует...
Программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по предмету «мировая художественная культура» 10 класс
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного...

Методические рекомендации по преподаванию предметов отрасли «Искусство» «Музыка», «Искусство», «Мировая художественная культура» в 2016-2017 учебном году iconРабочая программа по предмету «мировая художественная культура» 11 класс
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе федерального компонента Государственного...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную