«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!»


страница1/7
ist.na5bal.ru > Водные виды спорта > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПОВЕДИ НА КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ1

Лизинский В.М.. к.п.н., проф. кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, глав. ред. журнала «Классный руководитель»

Классный руководитель не чиновник, а священник, психотерапевт, сказитель, его дело работать с душой ребенка. По времени и месту классный час (как массовая форма) наряду с приватной беседой (как индивидуальной формой общения) являются главными союзниками учителя.

К сожалению, частные беседы не случаются вследствие недоверия детей, а классные часы стали жупелом, не признаваемым детьми, вследствие их формальной и никчемной сущности.

Они есть в плане, их надо проводить, их будут проверять (интересно, как можно проверить, и есть ли мерило откровенности, доверительности, скрытой радости?), и все же многие классные руководители либо входят в класс, совершенно не представляя себе, что они будут делать с детьми, о чем говорить, либо это заранее подготовленная скука, либо очередные разборки с детьми на тему: «Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!»

Я хочу педалировать прежде всего ведущий вид деятельности классного руководителя: пробуждение в душах детей чистых, светлых радостных секунд приобщения к высокому слову посредством доверительного разговора, посредством проповеди. Где проповедь есть начало, а проповеднику верят, его любят. И если эти или другие слова дойдут до сознания и понимания детей и будут закреплены потом в разнообразных актах совместной деятельности, прочувствования, продумывания, сопереживания, то и хорошо.

Здесь написаны 35 текстов, и каждую неделю можно выбрать любой из них или, отталкиваясь от них, подготовить свои, и у костра, и в доверительной беседе со

Из книги

т.- молитва на каждый день». (М., В.М. Лизинского «Классный руководитель, мо:

свечами, и в круге, а не за партами, и не всем классом, а только с теми, кому это уже необходимо, можно попробовать в разговоре, в обсуждении, в поисках смыслов поговорить об этом.

Эти тексты можно читать про себя, или давать их в нужное время кому-то из учеников, или обсуждать в классе.

ПРОПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

• ПРОПОВЕДЬ ПЕРВАЯ.

Мы тех всего вернее губим», кто нас любит

Как изысканно и нетерпеливо мы сокращаем жизнь своим родителям, требуя от них невозможного: они хотят, чтобы мы сразу и всегда были хорошими, а мы хотим, чтобы они отстали от нас. Сколько слез они прольют, сколько переживаний подстерегает их, потому что у нас что-то не получается в школе, потому что вечером все глаза просмотрят они в мучительном ожидании своего ненаглядного чада, а его все нет, потому, что мы презираем их культуру и считаем их мастодонтами, потому что мы не находим ласковых слов, жестов и дел для них, потому что «совсем не те к нам приходят», потому что мы своей душевной и фактической ленью обижаем их, потому что когда им трудно, нас нет или мы не понимаем их переживаний, потому что для нас одежда, телефон, телевизор, компьютер, улица - все, и мы никогда и ни в чем не стремимся помочь им, потому что у нас почти никогда не находится времени поговорить с ними.

Но если нас спросить, мы не задумываясь ответим, что любим своих родителей, только любовь у нас особенная, без ответственности, а это предательство, без чести, а это не любовь, без преданности и готовности к самопожертвованию, а это слова, без каждодневного труда души, а это бессердечие. И надобно каждому из нас знать и помнить, что любовь всегда требует не только выбрать, не только посадить деревце, но и растить его.

Главным тестом, проверяющим отношение человека к людям, показателем его культуры, признаком его настоящей и будущей жизни всегда было и останется отношение к родителям. И как это бывает страшно, когда родители состарились, их преследуют хвори, или их уже не стало, и вдруг ты осознаешь, что ты был с ними груб, безразличен, черств, холоден, зол и теперь ничего уже нельзя поправить, а твои дети, взяв пример с тебя, мстят тебе теперь тем же.

Теперь еще модно говорить, что они у меня необразованные, глупые, тупые и прочее. Не спешите бросать камни и судить, лучше проявите лучшие силы души и помогите им, будьте с ними и старайтесь понять их.

I

ПРОПОВЕДЬ ВТОРАЯ.

Почему многим молодым людям и девушкам нельзя иметь детей

Молодые женщины мечтают о детях. И даже зная, как изнуряюще тяжело выхаживать ребенка: готовить для него пищу и кормить, вставать к нему ночами, прислушиваться к каждому его вздоху, переносить вместе с ним бесконечные простуды, - и даже зная все это, женщины мечтают о детях!

При этом многие их них представляют себе воспитание ребенка в раннем возрасте, как некий биологический акт: и их отношение к ребенку напоминает отношение людей к щенкам и котятам. Ласкать, гладить, восхищаться, впадать в умиление, фотографировать и показывать ребенка и его фотографии каждому встречному, думая, что окружающим также интересно все связанное с нашим ребенком; радоваться первым его движениям, звукам, узнаваниям, словам - вот она, светлая радость матери!

Однако при всей притягательности этой картины есть и второй слой сопряженных с ранним детством событий, которые остаются нередко за полем зрения начинающих родителей. Есть, оказывается, еще более важная общественно значимая функция не просто взращивания детей, но и медленное пошаговое встраивание ребенка в мир человеческих чувств, интересов, умений, ответственностей, опыта.

И прежде чем создавать семью и рожать ребенка, молодой мамаше надобно уяснить важную истину: а чем, собственно, она может стать для своего ребенка, куда она его поведет, каким «вложенным» даром оспособит?

Здесь необходимо сделать важное отступление. Чем можно объяснить очень высокий коэффициент и ценность дворянского воспитания?

Принадлежностью к определенному кругу, родством, общественными связями, многими знакомствами?

Наличием собственности или служебного ранга, высокой степенью религиозности, уважением к предкам и сложившимся нормам поведения и установлениям?

Наличием экономических условий и потребности вовлекать в процесс воспитания специалистов, гувернеров, душевных и бывалых людей-маменек и тетенек?

Воспроизводством культуры: когда наибольшее число дворянских женщин воспитывались в любви к природе, старине, литературе и языкам, поэзии и музыке? Образование души, связь поколений, большие семьи, общение своим весьма широким кругом, где ценились честь и благородство, готовность и желание послужить отечеству - все это составляло важное ценностное основание для развития отрочества в дворянских семьях.

Давайте-ка составим табличку того, что было бы значимо для современной мамаши, поскольку и тогда и сейчас основное воспитательное напряжение и деятельность приходятся на ее плечи.

Исследование целей-задач, которые ставят перед собой педагогические коллективы, показывает, что теоретические рассуждения, касающиеся социализации учащихся, не подтверждаются организацией деятельности, направленных на культурное сопровождение семейной жизни и той практической роли, которую должны выполнять будущие родители по отношению к своим детям.

ТАБЛИЦА ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЛЯ ОБЗАВЕДЕНИЯ РЕБЕНКОМ, ДАБЫ С ПОЛЬЗОЙ УМЕТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ЕГО

Надобно знать и разбираться в психологии детства, психологии творчества, психологи и общейия

лргии оощцним______________________________________________

Способствовать созданию в семье светлых, уважительных отношений, для чего совершенно исключить из семейного оборота грубые и не толерантные отношения и

разговоры_____________

5, 2006 год

Знать, понимать, а еще лучше любить поэзию и уж совсем неплохо уметь стихи

сочинять

Исподволь, потихонечку приучать ребенка к самообслуживанию, к самостоятел ---

эНОПТИ

Умение играть на музыкальных инструментах, умение и желание петь, знание народных песен, классической и современной музыки

Умение рисовать




Знать и понимать природу




Умение шить, моделировать, кроить




Знание классической и современной поэзии и литературы (в том числе наиэ




Кулинарные умения и основы ведения хозяйства




Широкая и разнообразная спортивная подготовка




Знание иностранного языка или языков

Но нам еще было бы интересно и занятно поговорить о нем, о человеке, который стал ее мужем. Он уже научился выговаривать слово «Люблю», но еще не знает, что социальный смысл любви заключается в том, чтобы создать и возвышать семью, быть не только добытчиком, но и неповторимым - для Нее, и значимым, важным, любимым, единственным - для детей.

Что он может дать своим детям, когда читать он не любит, спортом не занимается, выраженных интересов не имеет, после полугода совместной жизни с женой домой не торопится, ничего не умеет и не хочет делать своими руками, не интересен как рассказчик, не умеет придумывать и фантазировать, оживляется, только когда употребляет алкоголь.

(ПРОПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ. Поэзия и музыка в душе

Иногда хочется выразить в словах много и по-особенному. Но ведь это удел и способность поэтов. И понятно, почему в дореволюционные времена было почетно и интересно знать множество стихов, и как эти стихи позволяли жить, чувствовать, любить, как они грели душу и были важными знаками межчеловеческого общения.

Теперь редко встретишь молодого человека, который знает множество внепрограммных стихов французских, японских, английских, американских, русских поэтов.

Еще совсем недавно любить и знать классическую музыку считалось для просвещенного человека обязательным, да и теперь во всем мире с аншлагом проходят концерты великих певцов и исполнителей.

Музыка бывает всякая, замыкаясь в одном из жанров, мы выхолащиваем свою жизнь. Постепенно уходит из обихода классическая музыка и классический театр. А ведь известно, что высоким страстям соответствует высокое искусство. Известно также, что неразвитые чувства, неразвитая речь, неразвитая способность мыслить упрощают отношения до уровня мычания. И оказывается достаточно: клево вооще; ну чо, пошли; вау! класс! супер! - а потом дамы удивляются, почему их бросают по дороге в загс или общаются с ними только в темное время суток и как можно реже, а мужчины не могут понять, что заставляет женщин заглядываться на соседа.

Искусство, природа, общение и творчество - в этом красота жизни. И любить все это, - значит знать, понимать, чувствовать и помогать.

(ПРОПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?

У каждого человека есть своя обойма интересных рассказов, воспоминаний, выражений. У геологов, следователей, журналистов, писателей, артистов эта обойма длинная, и они, не повторяясь, могут рассказывать что-либо очень долго. Хорошо, когда человек - открытая книга, кажется, все о нем знаешь, а он вдруг повернулся какой-то новой, неизведанной гранью. Это увлекает, удивляет, порождает чувство восторга.

И другое дело, когда молодой человек встречается с девушкой, и она розово и беспомощно пыхтит, и он среди чреды междометий едва-едва набирает какой-либо информации па 5-10 минут. Ну что поделать, такова их обойма.

И связано это с тем, что не умеют слушать и слышать, не ведут дневников и записей, не стараются использовать время для накопления впечатлений, открытий и воспоминаний. Что есть жизнь? Жизнь - это количество и качество увиденного, услышанного, продуманного, прочувствованного, содеянного и воспоминаний об этом. В связи с этим люди делятся на создателей, участников и свидетелей.

Вот и хочется мне сказать, что жизнь все равно пройдет, только у одних она будет наполненной предчувствием и ожиданием счастья, удивительными встречами с людьми и природой, незабываемыми секундами общения, интересными делами и светлыми воспоминаниями, а другие «пройдут по стране стороной, как проходит косой дождь».

Есть замечательная особенность у многих людей - они живут в надежде на завтра: завтра им хочется быть хорошими, завтра совершать поступки, завтра отвечать за свои слова, но это завтра не наступает никогда, и в один прекрасный момент оно перерастает в бессильное и бессмысленное, слезное вчера.

В общей родовой цепи, если предыдущее поколение не оставило вам накоплений, отраженных в ментальности, и не поспособствовало тому, чтобы передать вам, как меч, как надежду и смысл, нравственные важнейшие привычки, обычаи, и не поспособствовало нашему деятельному и личностному становлению, а потом и вы, утопив детей в сюсюканье и откорме, тоже оказались «без вложенного дара» и тоже жили без смысла и без цели, что ж переживать, что и ваши дети пойдут по жизни слякотно, без озарений и открытий, без любви и воли, без высокой радости осознания своей причастности к великому таинству достойного бытия.

(ПРОПОВЕДЬ ПЯТАЯ. Есть ли у человека душа

Если человек душевный, то есть. Говорят, что измерение веса тела до и после смерти человека показали несущественную разницу, однако недвусмысленно подтверждающую, что душа есть.

Речь, по-видимому, идет несколько о другой душе, о той, которая позволяет человеку верить в существование высших сил, загробного мира, рая, ада, явления

Богородицы.

И слава Богу, если это так! Но нас интересует та душа, которая «должна трудиться», та душа, которая готова чувствовать состояние другого человека и уметь

^йптявляст человек; градать при виде

Классный руководитель

5, 2006 год

несправедливости, та душа, которая стремится к благородству, к высокому служению и разумному самопожертвованию, та душа, которая приходит в восторг от встречи с прекрасным и готова сама стремиться к созданию прекрасного.

И если эти две души совпадают, то, значит, бог есть душа, а душа бога - счастье, которое испытывает человек, приносящий пользу ближнему своему.

(ПРОПОВЕДЬ ШЕСТАЯ. Я хочу написать вам письмо

Теперь это звучит старомодно, потому что снижается сама эпистолярная культура, да и нет потребности в этом. Письма - душа жизни. Я написал, находясь в армии, 1000 писем, и это не только позволило выжить, но и сыграло важную роль в моем становлении. Позже я прочитал дивные письма Пушкина и замечательные письма Репина, письма Паустовского и Шолохова, письма Маркса и Энгельса, письма Маяковского и Есенина. И каждый раз, прикасаясь к чужой жизни, я сравнивал свою жизнь, я искал ответов на жгучие вопросы, я с удивлением обнаруживал, что в письмах человек раскрывается как-то по-особенному.

Письма - «вещественные доказательства невещественных отношений», и не будь писем Татьяны, что осталось бы от ее великой любви, от великих поступков и великих переживаний. В молчанье много тайной силы, но глаза молят и ждут записки, письма, в котором человек и правду и ложь говорит как-то особенно, и хочется верить, и обливаться горячими слезами, и хранить светлые прекрасные письма, которые когда-то были единственными спутниками и свидетелями возвышенных переживаний.

Лень души приводит к тому, что ловкие издатели делают открытки для ленивых на все случаи жизни, и уже не нужно вспоминать о человеке и искать важные слова, чтобы поддержать, помочь, или ободрить, или восславить, или удивить, или порадовать «незлым тихим словом» - теперь для этого есть стандартные, в большинстве случаев пошлые отписки.

На смену письмам, встречам, торжественным и неповторимым актам трогательного общения пришли телефон с его безличным безразличием, позволяющим и время заполнить, и «чувств никаких не изведать». Теперь еще есть 8М8 и компьютер, когда можно вообще уйти из разряда «гомо сапиенс» к разряду «компыотерус идиотикус».

Но однажды утром, когда ты еще нежишься в постели в своем дачном или деревенском домике, или сидишь во всемирной паутине, слушая пульс планеты, или отрешенно разгуливаешь в домашних тапочках по квартире, или лениво читаешь про чужую любовь, вдруг в твою дверь позвонит почтальон и принесет письмо или телеграмму, и твоя жизнь вдруг сразу изменится, произойдет что-то такое... а дальше придумай сам.

Напиши мне письмо, подумай обо мне, расскажи о себе, не уходи...

(ПРОПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ. Подарки

Подарки материальные, духовные, чувственные.

Дорогие и никчемные, обязывающие отрывать от бюджета и соответствовать уровню. Превращающие жизнь в кошмар. Вечные поиски, вечная необходимость угодить и вечное недовольство т«*ү *«>-., —----- " –

только то, что очень нравится лично тебе, или то, что ты сам хотел бы иметь. Дорогие подарки - признак безвкусицы, дешевые - нет денег. Самые лучшие подарки -это когда не даришь вообще и не принимаешь подарков сам, или когда точно знаешь, что человек любит, что для него важно, и с наслаждением, с удовольствием ищешь что-нибудь такое, что порадует другого человека или вызовет улыбку.

Появилась популяция девушек, которые убеждены, что юноша, мужчина должен оплачивать все и всегда, и им невдомек, что мужчина не менее, чем они

нуждается в знаках внимания.

Подарок - цветок, засушенные листики, открытка с изумительным текстом, иконка, самонаписанный букет цветов на стену или пейзаж, добрый ранний звонок по телефону, морской камушек - все хорошо, когда от души.

Теперь в моде подарки модные и прагматические, когда, еще даря, уже рассчитываешь на их полное возвращение, да еще с приплодом, или когда подарок служит звеном в цепи нужных отношений с нужным человеком.

Нередко проявлением безразличия служат подарки технические или дежурные: известен анекдот, когда герой положил в коробку конфет записку, и эта коробка, пройдя по кругу дарений, в конце концов вернулась в дарителю обратно. Бывают еще подарки, никому не нужные, из них образуют дома подарочный фонд и годами передаривают друг другу.

ПРОПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ.

О настоящей пгобви к Родине и о малом поступке



Под Ужгородом есть местечко Невицкое - и туда ежегодно приезжал неизвестный человек, который построил деревянный мостик через горный ручей, сделал костровые площадки, поставил художественно выполненные указатели и скворечники, сделал фундаменты для палаток. И все.

В моих скитаньях по России, походах и экспедициях видел: посреди озерка в Молдавии стоит беседка, и все учащиеся ПТУ сообщили, что они там были, пили и пр. В горах Кавказа и по берегам Телецкого озера на Алтае, на скалах у реки Чусо-•вой, на вершине Говерла в Карпатах всегда находились те, кто ножами, красками,

мелом оставляли свой разрушительный след, идиотские надписи типа: «Здесь были

Моня и Тоня, Ваня и Маня». И все.

Владимир Савельевич Генгут написал роман, показал его уже тяжело больному Вилю Липатову, и тот, глядя в оконную даль, заметил: «Это первый роман, где живой участник войны пишет о солдатском подвиге, показывая геройство уже в том, чтобы быть на войне, слышать, видеть и неутомимо готовить победу». Роман не был опубликован. В 80-е годы XX столетия Генгут ехал в автобусе в Медведково и увидел, как мальчишечки, девчоночки (так шпану называют некоторые педагоги) из числа бандитствующих задирали, били и издевались над пассажирами - и высокий, тонкий, интеллигентный Владимир Савельевич строго и твердо потребовал прекратить безобразия, и уж его-то эти мальчишечки били с особенным удовольствием. После В.С. Генгут долго и тяжело болел. И псе.

Александр Васильевич Африканов служил в роте контрпропаганды. На фронте он на своем ЗИСе с будкой и рупором только один раз в 1942 году выехал

----,~«й а-эіл*- стал советовать немцам сдаться и

Классный руковооитсль________ потом крутил через усилитель «Катюшу», и фашисты били прямой наводкой по его машине из всех калибров.

Он получил тяжелую контузию, полтора года провалялся по госпиталям, но, выздоровев, попросился в свою часть и, как заговоренный, много раз на своей машине выходил на нейтральную полосу и делал эту строгую мужскую работу. По нему били, его ранили, контузили, но он прошел всю войну и закончил ее в австрийском городе Линц. И все.

Саша Хандруев, когда мы все транжирили время, оправдывая это молодостью, он конспектировал Конфуция, он работал ночами на почте, он занимался в научном обществе, он учился в экономическом вузе, он ставил перед собой невыполнимые задачи и требовательно шел к своей цели. Теперь он один из самых известных экономистов в России, профессор, бывший заместитель председателя Центробанка РФ. И все.

Самодуров Иван Васильевич, воевал ровно одну минуту. Под Волоколамском, поздней осенью 41-го осколком снаряда ему вырвало левый бок на 14 сантиметров в глубину. Перед этим он, старший политрук, успел крикнуть «Вперед!», после этого девчушка-санинструктор тащила его по глубокому снегу - и спасла. И все.

Каждый год Михаил Федорович Королев, эксперт министерства среднего машиностроения, потомок русских дворян, 14 февраля, в день рождения жены приносил ей букетик живых цветов, даже в голодные, тяжелые, военные годы. И все.

Мальчик был абсолютно лишен художественных талантов, и учителя и художники говорили ему об этом, но он с самого раннего детства решил стать художником, и каждый день в лесу, в походах, в поездках, в гостях делал зарисовки, эскизы.

Над ним и его работами смеялись или перемигивались, отмечая убожество и бесперспективность его трудов. Долгие годы, не заводя семьи, с утра до ночи ом пробовал себя в различных жанрах. Он работал, он закончил училище живописи и ваяния, он пристрастился к скульптуре малых форм и сначала стал медальером, затем делал из камня фигурки зверей, жил на Коломенском паровозостроительном заводе в цеху, где выплавлял скульптурные композиции из стекла и металла. У него нет детей, нет жены, он делает свое дело, и теперь его работы покупают иностранцы, он выставляется на выставках, но ждать этого пришлось 40 лет. И все.

Надежда Георгиевна Баукова-Юшина, жена заместителя министра, член родительского комитета школы №578, после войны покупала в школьном буфете по 4 копейки пирожки с повидлом и раздавала их голодной безотцовщине, имея два высших образования, воспитала сына, золотого медалиста и... помогла сотням ребят, занимаясь с ними математикой (которая так трудно давалась детям после войны), закончить школу. И все.

Я могу рассказывать об удивительных людях до бесконечности, я накопил целую коллекцию удивительных людей, и всех их роднит одно: любовь к Родине и любовь к родине.

(ПРОПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ. Снобизм, «как много в этом слове»

Эгоизм начинается с преувеличенного уважения к себе, снобизм - с неуважения к другим. Сноб считает, что делать что-либо для других и даже для себя ниже его достоинства. Но ниже его достоинства удостаивать взглядом, улыбкой другого человека, если этот человек не принадлежит к его кругу.

Л «к

Самодовольство, презрение, выпячивание собственного «Я», нежелание слово по простоте сказать, вечная потребность пользоваться из юмористического набора только красками желчного юмора, брезгливо презирать учителей, стариков,

старух, рабочих.

И при этом ничего не уметь и не желать делать своими руками, быть отвлеченно задумчивым и рассеянным и милостиво разрешать другим все делать за тебя. Только непонятно, почему царь-работник Петр думал по-другому, почему маршал М.Н. Тухачевский строил скрипки, а физик Эйнштейн играл на скрипках.

Теперь нередко молодые люди, притворяясь немощными старцами, рассеянно сообщают, что они ничего не умеют делать в доме, поскольку для этого есть

специалисты.

Ес,ть ни с чем не сравнимое удовольствие, когда ты сам можешь своими руками вырастить цветы или поймать рыбу, отремонтировать машину или заштопать дырку, написать стихи или сервировать стол, нарисовать осень и описать в послании соседке весну, покрасить подоконники и починить кран, забинтовать рану и сварить суп, поставить палатку в лесу и найти выход из леса, спеть народную песню и исполнить вальс.

Вообще, много уметь, быть по-хорошему непредсказуемым и разнообразным, проявлять интерес ко всему в этом мире, подавлять в себе лень, поскольку она, как и черствость души, как и безразличие, и отсутствие любознательности -все это от дьявола.

I

ПРОПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ. Кулинария

Какой невероятный простор для философствования, не уступающий, а в чем-то и превосходящий даже рыбалку, дают человеку занятия кулинарией. Конечно, одно дело взять книгу кулинарных рецептов, упорно повторить все, что там написано, и совсем другое дело, когда вы сами придумываете, с перекошенным от ужаса лицом выбрасываете полученный кулинарный брак, испытываете ни с чем не сравнимое наслаждение, когда удалось придумать и создать в общем-то из обычных продуктов что-то замечательное.

Иногда к нам приходят гости, и мы по секундной стрелке ждем, когда они уйдут. Или холодным тоном, не предполагающим согласия, предлагаем им чай» а также кофе в надежде, что они откажутся.

И даже если наш дом гостеприимен, то мы тут же гоним кого-то в магазин, чтобы принести, что можно порезать, разложить, съесть.

В старинных семьях, где сохранены культурные традиции, вас могут пригласить на галушки или пельмени, на борщ или плов, на форшмак или фиш, на процедуру чаепития с вареньем из райских яблок или на турецкий кофе,

И с какой радостью и удовольствием члены семьи будут готовить какое-то удивительно-неземное блюдо, чтобы оно и они понравились вам и чтобы вы навсегда полюбили этот дом.

В этом доме вы обязательно найдете рукописную книгу кулинарных рецептов, которые хозяева или неукоснительно выполняют, или давно уже напридумы-

вали что-то свое.

Совместное пребывание за столом - это не просто поедание чего-то вкусного, это культурный акт, в ходе которого происходит что-то невероятно удивительное и не-

повторимое, если твой гость и ты сам совпали по каким-то необъяснимым основаниям, и вам вместе весело, и то, что вы так бережно и любовно сделали и подали на стол, показывает ваше предрасположенное отношение к гостю, открытость вашей души.

(ПРОПОВЕДЬ ОДИННАДЦАТАЯ. Одиночество и тишина

Мы теперь не выносим одиночества оттого, что нам скучно, не печально и светло, не радостно и раздумчиво, а по-вульгарному - скучно. Мы даже и не знаем, что одиночество - это радостный и светлый перерыв в общении, данный для обретения чувств, когда человек сам настолько замечателен и наполнен, что ему интересно с этим совершенно неизвестным, непознанным, удивительным собеседником - с самим собой.

На людях и для людей мы отдаем накопленное, продуманное, а там, в тиши одиночества мы читаем и слушаем музыку, мы ходим по любимым полям и дорогам и делаем открытия, мы занимаемся интересной работой, без которой нет личности - думаем, мы ходим в музеи и магазины, мы приводим в порядок растрепанные чувства.

Одиночество - это время принятия решений и время предчувствий. Л. Жухо-вицкий придумал формулу: «остановиться - оглянуться», когда человек находит время и, поставив посреди комнаты стул, в полном одиночестве, погрузившись в себя, несколько часов заботится понять о былом, настоящем, потерянном и обретенном, нужном и излишнем, непонятом и предстоящем.

Одиночество может стать психически невыносимым, если человек не умеет себя занять, если он не знает и не умеет повторять про себя много замечательных стихов, если у него нет любимой музыки, если он не научился мечтать, получая от этого радость, если он не знает своих дел и своего места в доме.

• ПРОПОВЕДЬ ДВЕНАДЦАТАЯ.

Я памятник тебе...



В древности жил Герострат. Он сжег храм Артемиды Эфесской, чтобы о нем узнал мир и чтобы люди помнили его вечно. Нет, господа, он не создал прекрасного, не совершил подвиг во имя своей семьи, во имя любимой, во имя своего племени или народа, - он разрушил святой и прекрасный Дом, которому поклонялись.

Во все времена жили-были и есть и поныне очень суетливые люди, которые ради красного словца, любуясь собой, своими кроссовками, майкой с надписью «крэзимэн», крашеными волосами и рваными джинсами, мастерским умением копировать язык приматов (другим не владеют) хотят приковывать к себе восхищенное внимание наименее просвещенной части толпы.

Это они воют и визжат в вагонах электричек и швыряют камни в окна проходящего поезда, это они бросают вызов обществу тем, что их ничего не интересует и они ни в чем не разбираются, и именно из них реакционные силы рекрутируют свои кадры.

Они безразличны к мировым открытиям и достижениям, они на своем знамени написали: «Наше дело потребление, а кто все это изобретает и делает, нас не интересует».

Это они опошляют любовь и предают дружбу, это они разрушают природу и придают цвет и вкус пошлости всему, к чему они прикасаются, это им нет дела до горя и несчастья в жизни других людей, это они играют брошенным хлебом в футбол, это они агрессивное незнание возводят в культ, это они пополняют собой ряды пьяных и злых фанатов, это благодаря им жиреют производители пива и табака, это их пьяные вопли разносятся по городам и селам всего мира, это они толпой или шайкой любят нападать на слабых и беззащитных, это они визжат и звереют на так называемых концертах себе подобных, это они сокращают жизнь своих несчастных родителей, это они считают главной целью отсутствие цели, это они стаями слоняются по городам и селам, изнывая от безделья, это они АГРЕССИВНО презирают книги, искусство, настоящую музыку, и именно они веселятся в залах театров во время трагедии, когда их туда сгоняют учителя или родители.

Кто они, откуда они берутся. Может быть, они такими уже рождаются? А может быть, они следствие нашего сытого и осторожного безразличия и снобистского нежелания протянуть руку слабому и сбившемуся с пути? Или, может быть, мы в своем светлом и радостном проживании не видим и не хотим видеть тех, кому трудно, плохо, кого приплюснули мерзости жизни, и они уже и не надеются, что кто-то бодрый, честный и сильный придет на помощь?

(ПРОПОВЕДЬ ТРИНАДЦАТАЯ. Б чем смысл жизни?

Может быть, в том, чтобы наслаждаться ею, где наслаждение выступает как удовлетворение разумных потребностей? Может быть, как по Марксу, жизнь есть борьба, или все-таки жизнь есть книги, друзья, путешествия, - по Ильфу? А может быть, жизнь - это работа, любовь, потребление пшци, пассивный или активный досуг, курение сигарет и выпивка (эта шагреневая кожа сжимается и отчего-то приходится отказаться в угоду остальному?) Или все-таки жизнь есть процесс, участие в котором должно тебя увлечь и приносить радость?

Мне, например, ближе мысль о том, что смысл и радость жизни заключаются в том, чтобы быть активным участником различных со'бытий, прожить весело и интересно много разных жизней...

Твоя личная жизнь всегда находится в связи и в зависимости от жизни других людей, от жизни общества. Твоя роль в жизни других показывает твою общественную пользу, то признание, которым ты можешь пользоваться в обществе.

И замечательно, что если ты стремишься к прекрасному и несешь прекрасное, то ты будешь признан нравственным, «хорошим» в обществе. Грязная, подлая, низкая жизнь позволят тебе снискать черную славу среди изгоев и криминала.

ПРОПОБВДЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Божественная тайна доброты

Наипростейшая форма доброты - поделиться, подать милостыню... А может

быть так,

Розина Левина была удивительно талантлива, ее музыкальная одаренность могла снискать ей славу во всем мире. Она вышла замуж за музыканта Исаака Левина и ушла в тень, чтобы сверкал его талант. И он стал всемирно известным музы-

год

кантом. Она стала простой учительницей в Джульярдской музыкальной школе (США), но и здесь она совершила подвиг, подготовив миру гениального пианиста Вана Клайберна (Вана Клиберна), победителя первого международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Доброта наименее всего выражается в готовности отдать вещь, деньги, она является глубокой потребностью человека вслушиваться в тончайшие нюансы человеческих переживаний и уметь и быть готовым не помочь вообще, а помочь в нужную минуту, помочь словом, жестом, движением, взглядом.

ПРОПОВЕДЬ ПЯТНАДЦАТАЯ, Нужно быть в чем-то первым, в чем-то особенным, в чем-то замечательным

Разве не здорово, когда человек любит, ничего не желая взамен, трудолюбиво и по-доброму помогать другим и всегда стараться оказаться там, где он более всего нужен. А как удивительно, когда человек долго копит и потом помогает тем, кто судорожно и мучительно нуждается в деньгах. И вот ты становишься покровителем многодетной семьи, или помогаешь таланту пробить себе дорогу, или устанавливаешь своей волей из заработанных и сэкономленных денег вторую дополнительную пенсию одинокой старушке и делаешь все это, надев черный плащ и шляпу, втайне от всех.

Школа ориентирует знать все в общем, чтобы состояться, нужно понимать, что науки разделились из нескольких в середине XVII веке до тысяч наук в веке XXI. Только по истории древней Греции написано более 100 000 книг. Наверно поэтому сейчас хороша формула: немного обо всем и все о немногом. Выбрать для себя направление, фокус интереса и двигаться в этом вперед - вот и все.

Я беседовал с американскими школьниками из старшей школы города Цинциннати. Я спросил у чернокожего парня, что он будет делать в будущем, какой путь выберет. Он ответил: «Мне выбирать не нужно. Я уже состоялся. Я единственный на северо-западе специалист по англоязычной скороговорке. Меня часто приглашают на концерты, и я достаточно хорошо зарабатываю».

Две девушки рассказали, что они уже подготовили конкурентоспособный танцевальный номер и их пригласили участвовать в ревю (они показали этот номер в московской школе - это было удивительно).

Сын управляющего североамериканских ювелирных сетей заявил, что будет сенатором, но готовит себя к тому, чтобы стать президентом. С этой целью он еще в школе учит несколько языков. У него в плане пройти обучение в Делийском, Ленинградском и Оксфордском университетах. Он по специальной программе изучает право, макроэкономику, историю, политологию.

Я спросил наших выпускников об их намерениях и получил ответ: мы хотим поступить в такой-то вуз. Вот вам две разницы.

Конкурентоспособность личности предполагает ее штучность, неодинаковость, неповторимые особенности. И если человек научился тонко и красиво одеваться, быть занимательным и интересным в общении, знать что-то, что выделяет его в лучшую сторону, сочинять музыку и стихи, относиться трогательно и нежно к родителям, стремиться и достигать поставленных целей - любая деятельность на благо себе и людям может сделать человека конкурентоспособным.
  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconНачать сегодняшнюю встречу мы хотим со сладкого сюрприза. Но не простого,...
Мы предлагаем вам поиграть в ассоциации. Вы достаёте конфету, смотрите какого цвета обвёртка на этой конфете и говорите, с чем этот...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconПроект «Кто такой Дед Мороз» Подготовила: воспитатель мдоу детский сад «Улыбка»
Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а дед Мороз настоящий? А где он живёт?...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconВот несколько полезных советов опытных родителей и учителей, как...
Самое главное — чтобы ребенок рос в «читающей» семье. Любите книги, читайте и собирайте их, и малыш будет вам подражать — ведь родительский...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconКонсультация для родителей. Как провести выходной день с ребенком
На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconКлассный час по теме: «Зимние олимпийские виды спорта»
Вам, наверное, хорошо известны такие перечисленные виды спорта, как фигурное катание и хоккей, а вот о других видах вы возможно слышите...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» icon1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята,...
И колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» icon1. Сказка о клене
Про такой дождь говорят, что он слепой. Я теперь знаю, почему про него так говорят: он ослеп от яркого солнца. Капли падают с неба...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconСценарий торжественной линейки "Последний звонок"
Добрый день, дорогие друзья: бабушки, дедушки, родители, уважаемые учителя и дорогие девятиклассники! День сегодня такой торжественный,...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconКонсультация для родителей
Вместо радуги – «крашеное коромысло», не просто аквариум, а «прозрачный дом», не роса выпала, а «бусы засверкали», не морковка –...

«Ах, так! Я вам покажу! А ты кто такой! И родителей вызову! Вот Леночка, молодец! И никаких походов и танцев!» iconВсе: Здоровья, счастья, вам дорогие наши учителя! Талантливых вам...
Сегодня поздравляем! Им много творческих идей Все дружно пожелаем! Чтец: Вы так красивы и добры, Строги, но справедливы! Вы так талантливы;...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную