Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока»


ist.na5bal.ru > Астрономия > Урок

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока»

в 11 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназия №105

Выборгского района Санкт-Петербурга Полежаевой Н.В.


Музыка в творчестве А. Блока

Цель урока:

  • познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием творчества А. Блока

  • углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;

  • использование клипового и ассоциативного мышления для установления связей: автор-герой-сюжет;

  • способствовать формированию эстетического вкуса


Ход урока

Оформление доски: Эпиграф к уроку:

Вначале была музыка.

Музыка есть сущность мира.

Мир растет в упругих ритмах…

( А. Блок ) Всякое стихотворение – покрывало,

растянутое на остриях слов.

Эти слова светят как звезды.

А.Блок

d:\images\блок2.jpgd:\images\блок3.jpgd:\images\блок4.jpg

  1. Звучит стихотворение А. Ахматовой , посвященное А. Блоку:



И ветер с залива. А там , между строк,

Минуя и ахи и охи,

Тебе улыбнется презрительно Блок,

Трагический тенор эпохи.

  1. Музыкальный фон Вагнер « Полет Валькирий»

  2. В статье « Интеллигенция и революция» А. Блока есть такие слова : «Любовь творит чудеса , музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви… До человека без музыки сейчас достучаться нельзя.»

Но одновременно с этим поэт скажет, что «музыка не игра на фортепьянах», «не исступленное пение смычков»

Вопрос: Где искать истоки музыкального вдохновения поэта?

( Внимание учащихся обратить на слова А .Блока , записанным на доске:

Всякое стихотворение – покрывало,

растянутое на остриях слов.

Эти слова светят как звезды.»

- Музыка в слове, его тайне и притягательной силе.

Запись в тетрадь: «Символ – пучок смыслов, каждый из которых торчит в разные стороны.»

- Может быть , переплетение символов и рождает звуки , которые слышит поэт.

II ЭТАП . А. Блок 14 апреля 1917 года сделал запись : « Я не имею ясного взгляда на происходящее, тогда как волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи. Я художник, т.е. свидетель. »

Кто еще из поэтов 19 века считал, что задача художника быть свидетелем эпохи.

( Ф.Тютчев «Цицерон» . Звучит стихотворение )

- Какими еще чувствами проникнуто это высказывание А.Блока?
(Сомнение, упреки самому себе. Сложность происходящих перемен и рождает сомнения)

- Но уже 9 января 1918 года в статье «Интеллигенция и революция» Блок скажет : «Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушать духа музыки . Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

- С какой работой и какого автора ассоциируется само сочетание слов «слушать духа музыки» ?

( Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 год)

- Мы знаем , что поэт А. Блок не может не только творить , но и жить в «гнетущей немузыкальности»

- Вспомним , что происходит с художником, когда вокруг него образуется замкнутая , гнетущая « немузыкальность»

1912 год Цикл « Страшный мир»

«Ночь , улица, фонарь, аптека.»

.


Художник задыхается в мире , где нет музыки ,любви, красоты, а значит - поэзии

В музыке запечатлелась история души поэта. Давайте попробуем сравнить , какая музыка звучала в творчестве А.Блока периода ТЕЗЫ и АНТИТЕЗЫ.

ТЕЗА

АНТИТЕЗА


Поиск гармонии , но не на земле, устремленность в иные миры. Высшая гармония , идущая от Аполлона:

«весенние песни»

«звучные песни Твои»

Цвета - лазурный, огненный, ясные , лучезарные.

Уход в мечту, мир хрупкий, замкнутый в себе.

Стихийное начало, идущее от Диониса. (типология Ницше – два начала мира)

ХАОС

ЗИМА

ПЕСНИ – вьюги, бури, метельные страсти;

Цвета - Черный, меловый

ВЫВОД: Противопоставление

Гармония - хаос

Свет - ночь

Весна - зима, вьюга, метель

На протяжении своего творчества А. Блок слышал разную музыку – от волшебных, чарующих, неземных песен, мелодий других миров, продиктованных высшим началом, идущим от Аполлона , до звуков музыки, выплеснутых хаосом, стихией « слушать в мире ветер» призывал поэт.

III книга Блока – Синтез . По Ницше , Идеал искусства в синтезе двух культурных начал ( аполлоновского и дионисийского) . И действительно , в третьей книге Блока звучит другая музыка. Начинается циклом « Страшный мир» , где царит «гнетущая немузыкальность», но поэт ищет точку опоры, и не этой ли точкой становится для поэта цикл стихотворений «Родина». Именно в этом цикле в стихотворении « Россия» прозвучат строки:

Россия , нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слезы первые любви !

«Песни ветровые» и «слезы первые любви» сливаются, не здесь ли синтез. Поэт вновь обретает музыку

III этап

К поэме « Двенадцать» И.С. Грачева подчеркивала, что определяющие мотивы третьей книги Блока стали :

СТИХИЯ ТАЙНА КРУГ

Еще раньше - в 1911 году Блок напишет:

И черная , земная кровь

Сулит нам , раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные рубежи.

Блок ждал перемен, и , когда они наступили, он был готов к ним:

СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ РЕВОЛЮЦИИ

Круг размыкается.

Тайна становится явью.

Стихия торжествует.

Ф.Тютчев . «Последний катаклизм»

«Когда пробьет последний час природы…»

ХАОС - состав частей разрушится земных:

КРУГ - Все зримое опять покроют воды

ГАРМОНИЯ - И божий лик изобразится в них.

Движение: от хаоса к гармонии – от тьмы к свету-носит циклический характер.

Домашнее задание: поэма А.Блока «Двенадцать»




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему...

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconКонспект открытого урока по предмету «Мировая художественная культура»
Конспект познавательного урока проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку....

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconТема Родины, «собирание» России в произведениях М. Цветаевой
Изучение русской поэзии начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы России...

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconУрок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской...
Изучение русской литературы начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы...

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconПлан-конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская революция 1917г
...

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconПлан-конспект открытого урока тема урока: «В стране шахмат»
Цели урока: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского...

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconКонспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману...
Название работы: Конспект урока по литературе. Тема: «Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)»

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconПлан конспект открытого урока права в 10 классе, посвященного 20...
План – конспект открытого урока права в 10 классе, посвященного 20 – летию Конституции Российской Федерации

Конспект открытого урока по литературе «Музыка в творчестве А. Блока» iconКонспект открытого урока по дисциплине: «электронное музыкальное творчество»
Цель урока: освоение понятий «фонограмма», «шлягер», «сэмпл» по средствам анализа эстрадных песен 70-80-90 г


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную