Управление образования администрации
Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад «Домовёнок»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике Проект
Гостевская Ю.А.
п.Октябрьский, 2017
Составитель Гостевская Юлия Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок».
Консультанты:
Архипенко Л.И., заместитель директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»;
Дячек С.Н., заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок».
Содержание.
Паспорт проекта………………………………………………………….4
Актуальность проекта……………………………………………………6
Цель и задачи проекта………………………………………....................8
Новизна проекта…………………………………………………………..8
Целевые группы проекта…………………………………………………9
Ресурсное обеспечение…………………………………………………...9
Описание проекта………………………………………………………..10
Ожидаемые результаты проекта………………………………………...11
Практическая значимость проекта………………………………………11
Список литературы………………………………...……………………..12
Приложения
Приложение 1. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2017-2018 г…………...….13
Приложение 2.Диагностика уровня творческого развития………………. 19
Паспорт проекта
Наименование проекта
| Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике
| Заказчик проекта
| Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»
| Разработчик проекта
| Гостевская Ю.А., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»
| Руководитель проекта
| Дячек С.Н., заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»
| Цель и задачи проекта
| Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи проекта:
Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми
| Сроки реализации проекта
| сентябрь 2017 года - май 2018 года
| Целевая группа проекта
| Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников
| Ресурсное обеспечение
| Кадровый потенциал, предметно-развивающая среда, методическое обеспечение, информационные ресурсы
| Описание проекта
| Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» долгосрочный, рассчитан на период с 1 сентября 2017 г. по 31 мая 2018 г. Проект носит творческий характер. По количеству участников проект групповой.
| Исполнители проекта
| - Гостевская Ю.А., воспитатель МБДОУ «Октябрьский детский сад «Домовёнок»
- Воспитанники
- Родители воспитанников.
| Ожидаемые результаты
| формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
|
Актуальность проекта
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- вызвать у детей эмоциональный отклик к окружающему миру;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения;
- способствовать развитию творческих способностей.
Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования.
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей старшего дошкольного возраста еще не достаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Определению цели и задач проекта способствовали идеи авторов А.В. Никитиной, Г.Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Цель проекта:
Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Новизна проекта
Проблема развития творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приёмов обучения рисованием нетрадиционными техниками.
Знакомство с таким количеством нетрадиционных техник рисования в нашем ДОУ предполагается впервые.
Целевые группы проекта
Проект адресован, в первую очередь, воспитанникам старшей группы и их родителям. Реализация данного проекта поможет повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, привлечь родителей к совместным творческим проектам.
Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал
- Оказание консультативной, методической помощи - Дячек С.Н., заведующая МБДОУ.
- Ответственный исполнитель – Гостевская Ю.А., воспитатель.
Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.
Методическое обеспечение
1 .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. Информационные ресурсы
- Доступ к сети интернет
- Сайт МБДОУ
- Сайт КРИПКиПРО
- Сайт ИМЦ
- Периодические издания («Дошкольное образование», «Учимся играя»)
Описание проекта
Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» долгосрочный, рассчитан на период с 1 сентября 2017 г. по 31 мая 2018 г. Проект носит творческий характер. По количеству участников проект групповой.
Проект состоит из трёх этапов:
Подготовительный (сентябрь 2017 г.)
II. Основной (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)
III. Заключительный (май 2018 г.) Подготовительный этап решает задачи организационного характера:
диагностика уровня развития творческих способностей детей;
определение цели и задач проекта;
изучение методической литературы;
анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей старшего дошкольного возраста;
создание предметно-развивающей среды;
разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).
Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:
реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
проведение НОД, сотворчество со взрослым;
наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
экспериментирование с изобразительными материалами;
коллективное творчество;
выставки детских рисунков;
консультации для родителей.
Заключительный этап проекта:
диагностика развития творческих способностей детей
(см.Приложение 2);
разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Практическая значимость проекта
Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».
Список литературы
1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”.
6.Марина Озерова «О детском рисовании».
7.Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа.
Приложение 1
План реализации проекта
| Тема (техника)
| Цель
| Материал
| ОКТЯБРЬ
| Бабочка
(Печать растениями)
| Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки).
| Альбомный лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой, образцы бабочек
| Мой домашний любимец
(Рисование зубной щёткой)
| Создать условия для свободного экспериментирования с различными худ. инструментами. Формировать представление о многообразии худ. средств.
| Альбомный лист, гуашь, палитра, зубная щётка, кисть, баночка с водой, салфетка
| Краски осеннего леса
(Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой)
| Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.
| Альбомный лист, листы бумаги для формирования комочков, палитра, гуашь, кисть, поролоновая губка, баночка с водой, салфетка
| Птицы летят на юг
(Набрызг)
| Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.
| Трафарет птиц, летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, палочка для набрызга, альбомный лист, зубная щётка
| НОЯБРЬ
| Белка пушистая
(Тычок жесткой полусухой кистью)
| Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку.
| Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка
| Натюрморт из фруктов
(Свеча + акварель)
| Знакомить с техникой рисования свечой. Нарисованные фрукты «закрасить» свечкой, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской, получая таким образом фон натюрморта.
| Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой
| Корзина с грибами
(Печать поролоном по трафарету)
| Закреплять умение пользоваться трафаретом.
| Трафарет разных грибов, корзины вырезанные взрослым из картона,
гуашь, палитра, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка
| Осень отражается в воде.
(Монотипия)
| Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.
| Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка
| ДЕКАБРЬ
| Чудесные превращения кляксы
(Кляксография)
| Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.
| Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля
| Морозные узоры
(Рисование солью)
| Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка)
| Цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль
| Раскидистое дерево в снегу
(Рисование ладошками, пальчиками и кистью)
| Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом)
| Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой
| Маскарадные маски
(Акварель + свеча)
| Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.
| Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой
| ЯНВАРЬ
| Зайчонок на снегу
(Рисование мятой бумагой)
| Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение
| Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой
| Береза в снегу
(Тычок жёсткой полусухой кистью,)
| Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие.
| Тонированная бумага, белая гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка
| На что похоже? (Аппликация с дорисовыванием)
| Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы
| Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги
| Укрась рукавицу
(Работа со знакомыми техниками)
| Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
| Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печатки, салфетка, баночка с водой, палитра
| ФЕВРАЛЬ
| Узоры на окнах
(Кляксография)
| Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
| Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля, баночка с водой, салфетка
| Игрушки не простые- расписные (дымковская игрушка)
(Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки) и ватными палочками)
| Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.
| Мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, штампы, салфетка
| Ёлочки-красавицы
(Пластилинография)
| Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук;
| Пластилин, стека, белый картон, трафарет ёлочки, образец готовой поделки - шаблон для детей
| Две кошки
(Набрызг)
| Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.
| Трафарет кошки и шаблон на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, Зубная щётка.
| МАРТ
| Весёлый клоун
(Штампик из картона)
| Продолжать учить пользоваться разными штампами и получать занимательные рисунки.
| Штампики из картона, гуашь, салфетка, альбомный лист
| Цветы для мамы
(Рисование мыльными пузырями)
| Учить, разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки.
| Алюбомный лист, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть тонкая.
| Сказочная птица
(Рисование ладошками и пальчиками)
| Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение.
| Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка
| Мимоза в вазе
(Рисование ватными палочками + трафарет)
| Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники.
| Албомный лист, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки
| АПРЕЛЬ
| Бабочка
(Монотипия)
| Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое.
| Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка
| Придумай и дорисуй
| Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.
| Листы бумаги с незаконченным рисунком
| Яблоневый цвет
(Рисование мыльными пузырями)
| Продолжать учить разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу.
| Альбомный листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть.
| Пушистые одуванчики
(Пластилинография)
| Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.
| Картон белого цвета, пластилин желтого и зеленого цвета, стека, салфетка для рук.
|
Приложение 2 Диагностика уровня творческого развития
Задание на дорисовывание пяти кругов
Детям выдаются альбомные листы бумаги с нарисованными на них кругами одинаковой величины (диаметром 5 см). Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.
Выполнение этого задания оценивается по следующим критериям:
1. Продуктивность - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформились все пять кругов, то выставляется оценка 5, если 4, то 4, и т. д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволит определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.
2. Разработанность образа - этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трёхбалльной шкале.
1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
3.Оригинальность:
Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов .
Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили практически буквальное повторение.
Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
4.Качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;
2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;
3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).
|