Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска


страница1/10
ist.na5bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Задачи по химии с экологическим содержанием

Афанасьева М.Н. МБОУ СОШ № 53 г. Курска
Основные понятия химии

Предмет химии. Вещества.

Задание 1. Согласны ли вы со следующими высказываниями:

  • Сегодня на Земле нет людей, которые не пользовались бы продукцией химической промышленности.

  • Сегодня на Земле нет людей, которые не ощущали бы на себе вредных воздействий работы химической промышленности.

  • Большинство химических предприятий безвредно для природы.

  • Безвредных химических предприятий не бывает.

  • Если продукция нового химического предприятия будет нравиться людям, его обязательно нужно построить.

  • Новое химическое предприятие нужно строить только в том случае, если оно не будет вредить природе и людям.

  • Развитие химической промышленности приносит больше вреда, чем пользы, и развивать ее не нужно.

  • Развитие химической промышленности приносит больше пользы, чем вреда, и нужно максимально развивать ее, даже если это вредит природе.

Какие из этих высказываний сделаны хемофилами, а какие – хемофобами? К какой группе вы относите себя?

Задание 2. На рисунке приведены модели молекул некоторых веществ. Какие из этих веществ есть в атмосфере Земли? Что вы можете сказать об источниках их появления и об их значении для живых существ?

http://ponimai.su/public/album_photo/cd/0e/0ebf_b912.jpg?c=4c76кислород
Задание 3. Приведите примеры физических тел и веществ, присутствие ко-торых в природе (воде, почве, воздухе) является загрязнением. Какой вид за-грязнения является более заметным: загрязнение физическими телами (на-пример, осколками бутылок, обрывками бумаги) или загрязнение веществами (например, метан в атмосфере или соли свинца в воде)? Согласны ли вы с тем, что более заметное загрязнение является и более вредным? Почему?
Краткий очерк истории развития химии

время

Количество применяемых химических элементов

До новой эры

7

XVII век

26

XVIII век

28

Начало XIX века

50

Конец XIX века

65

XX век

80


Ознакомьтесь с данными таблицы, отражающей рост использования химических элементов.

Сейчас в промышленности, сельском хозяйстве и медицине используются практически все 88 химических элементов, встречающихся в природе.

Задание 1. Как вы думаете, сколько химических элементов содержится в выбрасываемом нами мусоре и отходах?

Задание 2. Чем отличается мусор XXI века от мусора, например, XIX века?

Задание 3. Можно ли было в XIX веке обеспечивать потребности человечества в железе, используя только металлолом? А в XXI веке?
Чистые вещества и смеси

Задание 1. Воздух – смесь, имеющая постоянные, переменные и случайные компоненты. Постоянные и переменные мы знаем. Какие случайные компоненты могут присутствовать в воздухе в крупном городе?

Задание 2. Почему врачи считают, что прогулка или пробежка вдоль автомобильной дороги может принести больше вреда, чем пользы?

Задание 3. Если все – таки приходится идти вдоль автотрассы с маленьким ребенком, врачи советуют взять его на руки и не рекомендуют катить в коляске или вести за руку. Почему?
Знаки химических элементов

Задание 1. Найдите в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева элементы, входящие в состав парниковых газов (водяной пар, углекислый газ, метан, озон). Назовите их порядковые номера и атомную массу.

Задание 2. Элемент углерод называется на латыни Carboneum. Он входит в состав молекул двух из трех основных парниковых газов, участвующих в изменении климата на Земле: углекислого газа СО2 и метана СН4.

Задание 3. В каких предложениях речь идет об углероде как химическом элементе, а в каких – как о веществе:

  • Углерод входит в состав молекул углекислого газа (невидимого бесцветного вещества) и сладкого вещества – глюкозы.

  • Углерод может быть черным, когда он сажа, и прозрачным, если он алмаз.

  • Молекула метана – горючего природного газа – состоит из углерода и водорода.

  • Из углерода изготавливают стержни для карандашей.

  • Каменный уголь, который до середины ХХ века был основным ископаемым топливом, - это почти чистый углерод.

  • Нефть, бензин и мазут относятся к углеводородам, потому что их молекулы состоят из углерода и водорода.


Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

Задание 1. По данным статистики, количество пищевых отходов в Великобритании достигает 4 млн. т ежегодно. Если это продукты питания, то они, на первый взгляд, не могут быть ядовитыми или опасными.

Почему же экологи Великобритании бьют тревогу? Какой может быть вред от пищевых отходов на свалках? Постарайтесь найти как можно больше ответов на этот вопрос.
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Задание 1. В 2000 году человечество выбросило в атмосферу такое количество углекислого газа, что содержание углерода в нем составило примерно 6 млрд. тонн.

Сколько тонн углекислого газа было выброшено в 2000 году?
Вывод формулы.

Задание 1. Дефолиантами называются вещества, вызывающие искусственный листопад. Их применение облегчает машинную уборку урожая. В составе одного из дефолиантов обнаружено 21,6% натрия, 33,3% хлора и 45,1% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества.
Физические явления и химические (явления) реакции в химии

Задание 1. Каким способом – физическим или химическим – можно очищать водоем от разлитой нефти? Почему горящие бензин и нефть нельзя тушить водой?

Химические реакции

Задание 1. Бытовой газ представляет собой смесь двух газов бутана С4Н10 и пропана С3Н8. При горении протекает химическая реакция, в результате которой образуется вода и углекислый газ. Почему мы не видим продукты горения газа?

Объясните, почему в кухне с газовой плитой обязательно должна быть возможность частого проветривания помещения.

Задание 2. Почему самоочистка воды от разлитых нефтепродуктов в южных морях длится несколько лет, а в северных – до 50 лет и более? Чем грозит Северному Ледовитому океану разработка нефтяных месторождений на его дне? Почему такая разработка более опасна, чем, например, в Персидском заливе?

Химические уравнения

Задание 1. Составьте схемы реакций горения бутана и пропана, подберите коэффициенты.

Сколько молекул углекислого газа образуется из одной молекулы бутана? Из одной молекулы пропана?

Задание 2. Один из вариантов развития энергетики на основе возобновимых источников энергии – замена бензина бутанолом С4Н9ОН, производимым из древесины. Это очень перспективная технология для России, поскольку для производства бутанола можно использовать зрелый или перестоявший лес, который практически не поглощает из атмосферы углекислый газ. Важно только грамотно организовывать вырубку и посадку деревьев.

Составьте схему реакции горения бутанола, подберите коэффициенты.
Количество вещества

Задание 1. Рассчитайте молярную массу озона. Сколько молекул озона содержится в 1 моле? В 1 киломоле? Сколько атомов кислорода содержится в 1 моле озона?

Задание 2. Чему равна молярная масса метана?

Двигатель внедорожника выбрасывает в воздух около 400 г углекислого газа на каждый километр пути. Сколько м3 СО2 выбрасывает двигатель внедорожника за один день, если среднегодовой пробег составляет 20 тыс. км?

Задание 3. В одном м3 воздуха содержится 0,00035 м3 углекислого газа. Рассчитайте, в каком объеме воздуха содержится 1моль углекислого газа.

Задание 4. Сколько частиц СО2 содержится в 1 моле воздуха? Сколько молей СО2 содержится в 1 моле воздуха? В каком количестве молей воздуха содержится 1 моль углекислого газа?

Задание 5. Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на каждые 10 километров пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль монооксида углерода и 1 моль монооксида азота. Какая масса этих вредных веществ попадет в атмосферу при автомобильной поездке на дачу, которая расположена в 80 км от дома?

Задание 6. Считается, что вредные примеси в воздухе не оказывают вредного влияния, если их количество не превышает определенного предела. Так, допускается содержание в 1 м3 воздуха диоксида азота - 0,085 мг, монооксида углерода - 3,0 мг, диоксида серы - 0,05 мг, сероводорода 0,008 мг. Какое количество (моль) этих вредных примесей (по отдельности) можно вдохнуть за сутки, не подвергая свое здоровье опасности? Норма потребления воздуха для дыхания у взрослых мужчин - 10 м3 в сутки.

Задание 7. Определите, какое число молекул (формульных единиц) содержат порции веществ, часто применяемых в быту: 5 г пищевой соды (гидрокарбоната натрия) NaHCO3, 0,01 моль иода I2, 35 г поваренной соли (хлорида натрия) NaCl, 4 моль уксусной кислоты CH3COOH.

Задание 8. Какова абсолютная масса одной молекулы аммиака NH3, хлороводорода HCl, серной кислоты H2SO4, белого фосфора P4? Все перечисленные вещества очень токсичны и при попадании с воздухом в дыхательные пути вызывают сильнейшие отравления. Сколько молекул будут находиться в 1 м3 воздуха при содержании этих веществ, признанном неопасным, а именно: NH3 - 0,2 мг; HCl - 0,05 мг; H2SO4 - 0,3 мг; P4 - 0,1 мг.

Задание 9. Одинаковое ли (и какое именно) число молекул содержится в 1 г воды H2O и в 1 г кислорода O2? Какова экологическая роль этих веществ на Земле?

Задание 10. Вычислите и сравните между собой массы 0,3 моль монооксида азота NO и такого же количества диоксида азота NO2. Предельное безопасное содержание этих вредных газов в 1 м3 воздуха составляет 0,6 мг NO и 0,085 мг NO2. Каково безопасное количество (моль) этих газов в 1 м3 воздуха?

Задание 11. Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воде содержится всего 3 . 10-6 моль серной кислоты (которая может попадать в реки с промышленными стоками или за счет "кислотных дождей"), то мальки этих рыб погибают. Вычислите ту массу серной кислоты в 1 л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.

Задание 12. В доме разбился медицинский термометр, а всю ртуть собрать не удалось. Между тем ртуть обладает высокой летучестью, а ее пары ядовиты. Вычислите массу и объем жидкой ртути, содержащие 2,5.1019 атомов Hg. Плотность жидкой ртути составляет 13,59 г/см3.

Задание 13. Чтобы приготовить бордосскую смесь (препарат против фитофторы - грибкового заболевания огородных растений), используют медный купорос - пентагидрат сульфата меди (II). Рассчитайте число атомов кислорода и водорода, которые содержатся в 350 г кристаллогидрата состава CuSO4 . 5H2O.

Задание 14. Взаимодействие озона, образующегося при грозе в горной местности, со льдом, приводит к выделению небольшого количества соединения водорода и кислорода. Какова формула этого соединения, если абсолютная масса его молекул равна 5,65 . 10-23 г?

Задание 15. Человек начинает ощущать едкий запах диоксида серы, если в 1 м3 воздуха содержится 3 мг этого вредного газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием SO2 в течение пяти минут у человека наступает ларингит - потеря голоса. Какое суммарное количество (моль) диоксида серы приводит к этому неприятному заболеванию? Примите объем легких человека равным 3,5 л, а периодичность дыхания - 4 с.

Задание 16. Растения суши и мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд. т газообразного кислорода, с избытком восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике и на транспорте. Сколько молекул O2 ежегодно выделяет земная растительность?

Задание 17. Океан, как насос: в полярных широтах он поглощает своими холодными водами диоксид углерода, а в экваториальных и тропических зонах, где вода теплая, он отдает CO2 в атмосферу. В этом обменном процессе между атмосферой и океаном участвуют ежегодно 100 млрд. т СО2. Сколько молекул диоксида углерода вовлечено в этот процесс?

Задание 18. Грузовой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 700 г монооксида углерода и 70 г монооксида азота. Каким будет объем (при н.у.) этих вредных веществ при перевозке груза на расстояние 250 км четырьмя автомобилями?
Молярный объем газов

Задание 1. Какой объем углекислого газа СО2, измеренного при нормальных условиях, выделится при сгорании 1,2 кг угля? Сколько в этом объеме молекул газа?

Задание 2. Что тяжелее: 1 моль СО2, 1 моль СО или 1 моль воздуха? Как будут вести себя первые два газа в воздухе?

Задание 3. Если весь озон, содержащийся в атмосфере Земли, привести к нормальным условиям, получится слой толщиной всего 4 мм. Этот тонкий слой озона защищает всех нас от губительного ультрафиолетового излучения.

Человеческая деятельность может существенно влиять на количество озона в атмосфере именно потому, что его там очень мало. Так, объем озона, приходящийся на каждого жителя Земли, составляет при н.у. всего около 400 м3. Найдите массу озона, приходящегося на одного человека.

Задание 4. Монооксид углерода ("угарный газ") - опасный загрязнитель атмосферы. Он снижает способность гемоглобина крови к переносу кислорода, вызывает болезни сердечно - сосудистой системы, снижает активность работы мозга. Из-за неполного сжигания природного топлива ежегодно на Земле образуется 500 млн. т CO. Определите, какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на Земле по этой причине.

Задание 5. Рассчитайте объем, который занимает (при н.у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69.1022 молекул этого газа. Какой это газ?

Задание 6. В процессах фотосинтеза зеленые растения усваивают из воздуха газообразный оксид углерода, относительная плотность которого по водороду составляет 22. Какова формула этого оксида углерода?

Задание 7. Рассчитайте, какой объем кислорода потребуется для реакции с 1 м3 пропана С3Н8 и какой объем углекислого газа СО2 при этом образуется? Объемы газов измерены при нормальных условиях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных...
Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения...

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconУрок химии по теме: " Медь и её соединения "
Автор: Солохина Светлана Васильевна, учитель химии мбоу сош №3 станицы Фастовецкой Тихорецкого р-н, Краснодарского края

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconКонспект урока по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"
Разработала Лысенкова Надежда Васильевна, учитель математики, мбоу "сош №56" г. Курска, высшая квалификационная категория

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconИспользование дистанционно-образовательных технологий в преподавании...
Автор Шмыкова Ирина Апполинарьевна, учитель биологии и химии мбоу сош №29 г. Георгиевска, Ставропольского края

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconПояснительная записка 1 Общая характеристика образовательной программы...
Паспорт основной образовательной программы основного общего образования мбоу «сош №42»

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconМбоу «сош №90» Проект «Создание модели социально педагогического комплекса мбоу «сош №90»
Мбоу «сош №90» как центра единого социокультурного пространства образовательного округа»

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconРабочая программа по химии для 10 класса на 2015 2016 учебный год
Рабочая программа по химии для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Образовательной программы мбоу «сош №1» на 2015-2016...

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconСборник задач по органической химии. 10-11 классы. Маршанова Г. Л....
Цор и литература к уроку химии, используемые преподавателем химии гбпоу кк лмт леоновой Е. П

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconЭколого-краеведческий путеводитель по природным объектам заказника...
Автор: Лебедева Ольга Владимировна, учитель химии и биологии мбоу бго борисоглебской сош №13

Задачи по химии с экологическим содержанием Афанасьева М. Н. Мбоу сош №53 г. Курска iconУрока (организационная форма): соревнование Форма организации познавательной деятельности
Мбоу "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55имени А. Невского" г. Курска


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную