«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)»


ist.na5bal.ru > Культура > Урок
Из опыта работы по авторской программе по музыке «Диалог этномузыкальных культур» (5 класс). Кукаева О.Г., учитель музыки МБОУ СОШ №12 г. Ижевска, к.п.н.

Аннотация. Опыт ознакомления учеников на предмете «Музыка» в 5 классе общеобразовательной школы по авторской программе О.Г. Кукаевой с национальной картиной мира удмуртов, татар и русских осуществляется путем работы с учебной моделью «Национальная картина мира» (см. приложение 1). Система ценностных смыслов, получаемых школьником в результате освоения национальных картин мира вращается вокруг центрального понятия «национальная художественная картина мира» титульного этноса нашего региона – удмуртов. Совершенствование содержания и методики регионального и этнокультурного направления ФГОС в учебном предмете «Музыка» создает условия для формирования этнокультурных представлений как нравственной основы личности учащегося. Урокам музыки в современной школе отводится роль мировоззренческого ориентира. Трактовка «мирообразный подход» как педагогической инновации – (Романова Л.В.) [7] на уроках музыки и связанное с ней понятие «мирообразные этнокультурные представления школьников». В отечественной гуманитаристике утверждается мирообразный подход, основанный на исследовании образа, картины, модели мира. Мирообразный подход в этнокультурном направлении педагогики – это исследование феномена и понятия национальной картины (образа) мира для формирования мирообразных этнокультурных представлений учащихся. Последние трактуются нами в педагогике художественного образования» как опредмеченная в искусстве и усвоенная учащимися система образов-ценностей этнокультуры, образующая конкретную национальную художественную картину мира.
Урок №4. 5 класс.

Тема «Свадебные песни народов Удмуртии

(удмуртов, русских, татар)»

Цель: развить этнокультурные представления учащихся об особенностях понятий «песня», «свадебная песня», «свадебная музыка» у удмуртов, русских и татар.

Урок обзорная экскурсия в мир свадебной музыки.

Виды деятельности: сравнение и сопоставление произведений, выявление сфер и образов-ценностей в музыке; анализ, просмотр текстов песен, слушание музыки, исполнение песен, участие в импровизации, участие в диалоге.

Наглядные средства: компьютерная презентация, тексты песен.

Основные термины и понятия: «песня» и ее разновидности, «свадебная песня», «свадебная музыка».

Оборудование и материалы: тетради, тексты песен, тексты пословиц и поговорок о свадьбе, семье у разных народов (удмуртов, русских и татар), таблицы характерных признаков удмуртской, татарской и русской музыки; экран, мультимедийный проектор.

Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья ! Сегодня мы поговорим о песнях. Что такое песня ?

Ответы учеников.

У. Да, правильно. В словаре «Википедия» песня или песнь трактуется как «наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella)» [5].

У. Какие разновидности песен, вы, знаете ?

Отв. уч.

У. Молодцы, вы, знаете, много разновидностей песен. А сейчас, мы поговорим о том, какие же песни у удмуртов существуют в нашем крае ? Родниковым краем называют часто Удмуртию, потому что в ней много красивых и чистых родников, водоемов. Народная музыка Удмуртии тесно связана с природной средой, которая окружала удмуртов с самого детства, – с лесом. Удмурты издревле занимались земледелием, пчеловодством, охотой, рыбной ловлей. Ведущее место в удмуртском фольклоре занимает песня. Песенное творчество в основном многоголосно. Петь, по представлениям удмуртов, «должен каждый, кто научился говорить. Человека не умеющего петь, насмешливо называют паллян кырзась, т.е. поющий влево, уводящий мелодию. Но в тоже время человек, выделяющийся искусством пения, по народным представлениям, не может быть счастливым. «С детства в пении искусен, видно, буду несчастливым» – поется в одной из песен [4]. Песня сопровождала удмурта всю жизнь, от рождения до смерти. Их складывали, по разным поводам. Фольклористами зафиксированы свадебные, рекрутские и солдатские, лирические, озорные игровые и плясовые, сиротские и песни о несчастной доле, ныне забытые охотничьи и песни пчеловода, календарно-обрядовые, песни о гражданской и Великой Отечественной войнах и колхозной жизни» [4].

Песни, сопровождающие календарные и семейные праздники: в северной удмуртской традиции – крезь (песня без слов) и мадь (песня со словами); в южной удмуртской традиции – гур (песня без слов) и кырзан (песня со словами) [4]. Песни удмуртов центральной зоны отличаются от песен северных и южных удмуртов. Музыкальный фольклор удмуртов, живущих за пределами Удмуртии – также имеет свои особенности [4].

У. Песенная система жанров у удмуртов имеет небольшой набор обрядовых напевов. Если у русских один обряд только свадьбы обслуживается большим количеством разных песен, то в каждом удмуртском районе имеется всего несколько традиционных напевов, которые будут одновременно использоваться в различных обрядах. Например, наибольшая

нагрузка лежит на свадебном напеве, который имеет несколько функций. Помимо свадьбы он повсеместно звучит на больших поминках йыр-под сётон, призванных умилостить умерших предков. Разница в исполнении: участники свадебного обряда, исполняя песню, двигаются в кругу по солнцу, на поминках – против и др. [4].

У. Послушаем удмуртскую свадебную песню невесты, которую пели девушки-подруги и родственницы невесты.

Звучит удмуртская свадебная песня невесты в исполнении О.Р. Чазовой, уроженки пос. Шаркан.

У. Какое настроение передала солистка в песне ?

Отв. уч-ся.

У. Как, вы, думаете, почему оно такое ?

Отв. уч-ся.

У. Понравилась ли Вам эта удмуртская свадебная песня невесты ?

Отв. уч-ся.

У. В прослушанной удмуртской свадебной песне невесты поется о том, что девушка незаметно рано повзрослела, ей одетой, сегодня, в красивое нарядное платье, предстоит покинуть родной дом. Наряд невесты и ее красота сравниваются в песне с украшением – сережками на цветущем дереве. В песне идет олицетворение красоты молодой девушки-невесты с рано созревшей ягодой клубникой. Девушке горько оставлять родимый дом навсегда.

Из текстов подобных песен мы можем узнать, что для образной системы удмуртских свадебных песен характерны сравнения: женитьба сравнивается с переправой через реку, собиранием цветов; основным символом невесты считается цветок, ягодка, цыпленок, символом жениха – коршун [4].

В свадебные песни удмуртов входят различные песни:

- песни невесты,

- песни сосватанных девушек – песни девушек, которых после сватовства на некоторое время возвращали в родной дом, где они жили с родителями и готовили приданое, но уже не чувствовали себя как дома. Они уже не принадлежали своей семье, но еще и не успевали привыкнуть к новым родственникам; они не могли по-прежнему общаться с друзьями и развлекаться вместе с другой молодежью;

- напевы родни жениха (сюан гур), исполняемые в доме невесты, где за стол в качестве гостей усаживают родственников жениха;

- напевы родни невесты (бӧрысь гур), которые поют в доме жениха, где за стол в качестве гостей усаживают родственников невесты;

- ныл бӧрдытон крезь1 - самые драматические песни расставания невесты со своими родственниками в доме жениха. «Смысл этого обряда заключался в том, чтобы разжалобить невесту, потому что, согласно удмуртскому поверью, девушка, не плакавшая на своей свадьбе, будет несчастной в семейной жизни. Необходимо отметить, что невеста не имела права веселиться и петь на свадьбе. Единственным моментом, когда она могла выразить свои чувства, было прощание с родственниками» [4].

Физкультминутка «Соотнеси танцевальные движения с национальной принадлежностью звучащей музыки».

Под звуки крезя (удмуртские гусли) ученики выполняют движения удмуртского танца, вслед за выбранным «солистом-учеником», в соответствии звучащей музыке.

У. Перейдем к следующей песне. Наигрываю фрагмент свадебной песни русского народа «Ты река ль моя, реченька».

Кого народа прозвучала музыка ?

Отв. уч-ся.

У. Правильно, русского народа. По каким характерным признакам, вы узнали ее ?

Ответы учащиеся дают по таблице характерных признаков удмуртской, татарской и русской музыки. Мелодия широкая, лад – 12-ступенный звукоряд и др. (См. таблицу в приложении 2).

У. Как называется песня ?

Отв. уч-ся.

У. О чем она ?

Отв. уч-ся.

У. Да, эта песня свадебная.

Прослушаем свадебную песню русского народа «Ты, река ль моя, реченька» в исполнении Большого детского хора.

Эту песню поет девушка-сирота, которая должна выйти замуж. В этой песне использовано слово «река». В песне неоднократно подчеркивается необычность состояния реки – «не шелохнется, не колышется, с берегами не сравняется», т.е. ее безжизненность – стоячая, мертвая река. Указанное состояние реки может передавать ощущение тревоги, предчувствие беды, страх перед неведомым чужим домом. В русской свадебной поэзии, - когда невеста-сирота просит благословения у своих умерших родителей, обязательно присутствует образ реки [1].

А теперь, давайте, вспомним ее и споем напевно, мягко, все вместе без сопровождения.

Идет исполнение песни хором класса и выбранными запевалами (солистами). Учитель помогает солистам, текст высвечивается на мультимедийном экране.

У. Похожи ли музыкальные произведения, которые создали удмуртский и русский народы ?

Отв. уч-ся.

У. Сейчас, я приглашаю, вас, послушать еще одну свадебную песню, а потом поговорим о ней !

Звучит старинная свадебная песня татарского народа «Аерылмагыз» («Не расставайтесь») в эстрадном исполнении.

У. Передается ли в старинной свадебной песне татар настроение созвучное характеру свадебных мелодий удмуртского и русского народов ?

Отв. уч-ся.

У. Правильно, есть общее ощущение возвышенной печали. Это старинная свадебная песня татарского народа «Аерылмагыз» («Не расставайтесь»). В ней поется о том, чтобы любимые люди не расставались никогда друг с другом в жизни, даже если будут трудности.

У. А что в свадебных песнях трех народов (удмуртов, татар и русских) различное ?

Отв. уч-ся.

У. Учащиеся с учителем заполняют таблицу 1. Чистый лист таблицы заранее выдается каждому учащемуся.

Общие характерные признаки свадебной музыки удмуртов, татар и русских

Удмурты

Татары

Русские





3.


Запишем в таблицу 1 общие характерные признаки свадебной музыки трех народов.


Общие характерные признаки свадебной музыки удмуртов, татар и русских

Удмурты

Татары

Русские

  1. Разновидность фольклорных песен «свадебные песни»

  1. Созданы народом.



У. Учащиеся с учителем заполняют таблицу 2. Чистый лист таблицы заранее выдается каждому учащемуся.

Отличительные характерные признаки свадебной музыки

удмуртов, татар и русских

Удмурты

Татары

Русские

Эмоциональная окраска













Содержание
















Состав исполнителей













Жанр













Исполнение песен

на родном языке
















Лад
















Инструментарий













В тексте песен параллелизм образов природы и человека, анимизация образов природы (природа и человек неделимы)











У. Запишем в таблицу 2 отличительные характерные признаки свадебной музыки трех народов.

Отличительные характерные признаки свадебной музыки

удмуртов, татар и русских

Удмурты

Татары

Русские

Эмоциональная окраска

Задумчивая

Печальная

Возвышенно-печальная, грустная




Содержание




Свадебный напев подруг невесты

Старинная татарская песня-наставление

Песня невесты-сироты




Состав исполнителей




Женское соло

Смешанный дуэт

Запевалы+хор

Жанр

Пение без сопровождения (вокальный)

Пение с сопровождением (вокально-инструментальный)

Пение без сопровождения (вокальный)а капелла




Исполнение песен

на родном языке




Удмуртский

Татарский

Русский




Лад




Узкообъемный

Пентатоника

12-ступенный звукоряд




Инструментарий




Нет

Электромузыкальные инструменты+гармонь

Нет

В тексте песен параллелизм образов природы и человека, анимизация образов природы (природа и человек неделимы)

Есть

Есть

Есть


Вывод. Популярной разновидностью песен разных народов нашего края – удмуртов, русских и татар являются свадебные песни.

Общее в песнях: Роль песни в свадебном обряде велика. Свадьба издревле на Руси считалась важнейшим этапом жизни человека. «Свадьбу не просто справляли, ее играли, эпизод за эпизодом… Каждый участник обряда знал свою «роль», старался исполнить ее как можно точнее.... Определенная мера театральности и развлекательности, присущая свадьбе, — это лишь внешняя ее сторона, так как за каждым действием скрывался глубокий сакральный смысл» [3]. В далекие времена песни создавались народом и передавались из уст в уста новым поколениям людей. Главными образами-ценностями, воспеваемыми в свадебных песнях разных народов являлись взаимоуважение, забота, любовь к близким людям, ценности обретения семьи.

Различное в песнях: эмоциональная окраска, содержание и жанр свадебных песен неодинаковые у всех народов, т.к. они связаны с разнообразием региональных и локальных особенностей, миропониманием народов, с их традициями, обрядами, обычаями: у удмуртов – песня подруг-невесты накануне свадьбы; у русских – песня невесты-сироты, желающей получить благословение у умерших родителей; у татар – песня-наставление молодым. Кроме того, различным является: состав исполнителей, жанр, исполнение на родных языках, лад, инструментарий и др.

Перейдем к следующему заданию.

Рефлексия.

  1. Предлагаю вернуться к вопросам по теме урока, которые обсуждались нами сегодня: «Что такое песня ?», «Какие разновидности песен бывают ?», «Что такое свадебная песня ?» и т.д.

  2. Составьте синквейн на тему «Песня».

Правила написания синквейна.

Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 слово, 2 слова, 3 слова, 4 слова, 1 слово.

Что пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова. Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова. Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова. Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово. Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

  1. Заполните «фишбоун» на тему «Свадебные песни народов Удмуртии».

  2. Оцените себя (ученики поднимают: А - карточки зеленого цвета, Б – желтого цвета, В – карточки красного цвета):

А) - кто считает, что все понял,

Б) - кто частично понял,

В) - кто нуждается в повторении.

Оценка деятельности учеников. Индивидуальная оценка каждому выступающему.

Оценка всему классу: "Молодцы! Спасибо за участие на уроке всем благодарным

слушателям, зрителям, исполнителям!"

Д/з. 1) Найти пословицы и поговорки удмуртов, русских и татар о семье, свадьбе;

2) Приготовить сообщение о прослушанной с родителями свадебной музыки разных народов.

В оставшееся время, в заключение урока, учитель и учащиеся смотрят презентацию «Свадебные традиции народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» (см. приложение 3).

Список использованной литературы
1. Габисова С.З. «Ты река ли моя, реченька» (История одной свадебной песни)/ Электронный ресурс/ URL: https:// http://svarkhipov.narod.ru/vip/gaba.htm/(дата обращения: 16.08.15).

2. Кукаева, О. Г. Развитие мирообразных этнокультурных представлений у младших подростков на уроках музыки: дис. … канд. пед. наук : 13.  00.  02. / Кукаева Ольга Геннадьевна. – Екатеринбург, 2008. – 208 с.

3. Мельникова И. И. Сакрализация смыслов свадебного обряда в ставропольской фольклорной традиции // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/50 (дата обращения: 17.08.15).

4. Музыкальная культура удмуртов/Свадьба /http://vorshud.unatlib.ru/index.php

5. Песня /Электронный ресурс/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.08.15).

6. Раимова, С. И. Татарские народные традиции  в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике [Текст] : 13.00.01 : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. И. Раимова. – Казань, 1973. – 21 с. 

7. Романова, Л. В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности  музыковедческой подготовки учителя музыки [Текст] : 13.00.01 :  дис. … канд. пед. наук / Л. В. Романова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 168 с. 

8. Удмуртский фольклор /[Электронный ресурс]. URL: https://student.zoomru.ru/muzika/ udmurtskij-folklor/249493.2017441/(дата обращения:16.08.15.).
Список использованной музыки

Обозначения музыкальных фрагментов

Запись удмуртской свадебной песни в исполнении О.Р. Чазовой, уроженки пос. Шаркан,
произведена в 2014 г. - №1

«Ныл бордытон крезь». - «Птица Тылобурдо» - mp3-pesnja.com/song/ №5

Старинная свадебная песня татарского народа «Аерылмагыз» («Не расставайтесь»). /Электронный ресурс/ URL: https:// http://my-music-base.ru/get.asp./(дата обращения:16.08.15.). - №4.

«Ты, река ль, моя реченька» р.н.п. /Электронный ресурс/ URL:http://www.audiopoisk.com/track/bol6oi-detskii-hor/mp3/ti-reka-l-moa-re4enka/ (дата обращения:16.08.15.). - №3.

«Удмуртская плясовая мелодия» (звучание крезя – удмуртские гусли, фрагмент для танца-импровизации)(минус). Запись. г. Воткинск, Трофимов С. - №2.


Приложение 1
Таблица 1

Учебная инвариантная модель

«Национальная художественная картина мира»

Образные сферы и образы-ценности

Природа

Время – движение – пространство

Стихии

Человек


Дух – душа – тело. Жизнь – смерть. Одиночество – общение

Конфликт – борьба – согласие

Социум

Род – семья – народ / нация. Страна / край – сословие – герой

Мир – война – досуг – труд. Художник – творчество

Миропорядок

Добро – зло. Бог / божества – дьявол / злой дух. Гармония – хаос


В нашей методике разработан комплекс моделей: инвариантная модель «Национальная художественная картина мира» и вариативные модели национальных художественных картин мира удмуртов, татар, русских и европейцев. Ключевым методическим средством стала инвариантная учебная модель НацХКМ, включающая три онтологических сферы природы, человека, социума и ментальную сферу миропорядка. В них сконцентрированы ведущие образы-ценности этнокультур, приведенные в связи с аксиологическим подходом. Учебная модель-инвариант НацХКМ способствует организации этнокультурного опыта, запечатленного в искусстве разных народов, и выстраивает у учащихся системные мирообразные этнокультурные представления.

Разработанные нами характеристики НацХКМ удмуртского, татарского и русского этносов, их этноинтегрирующие и этнодифференцирующие признаки представлены в авторской программе «Диалог этномузыкальных культур» (5 класс)(Кукаева О.Г.).
Приложение 2




Приложение 3


1 По желанию и выбору педагога на этом или/и последующем из уроков можно послушать в исполнении коллектива «Птица Тылобурдо» - Ныл бордытон крезь (Удмуртский напев родни невесты).


Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» icon«вековая дружба. Истоки музыкальной культуры удмуртов и русских»
Приложение (сценарий выступления, презентация фотоматериалов, нотная литература, видеофильм, удмуртские и русские народные песни...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconУдмуртской Республики «Удмуртский республиканский колледж культуры»
Многие ученые, исследователи собирали и изучали народное творчество удмуртов, чтобы сохранить его для будущих поколений. Эта работа...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» icon«Героическая борьба русских людей против монголо-татар»
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconИстория свадебного обряда
С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconСценарий развлечения с детьми, посещающими кружок по изучению крымскотатарского языка «кунешчик»
Их татар, обрядами праздника Дервиза. Обобщить знания детей о жанрах фольклора: колыбельные и потешки. Упражнять в проговаривании...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconСценарий литературно-музыкальной композиции «Мы уходили непобеждёнными»
Использованы литературные и музыкальные произведения русских, советских и омских авторов. (Александр Артамонов, А. Коволев, Алексиевич...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconОбщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рисование богатырей и богатырских коней, беседа о русских народных подвижных...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconЗадачи: Помочь детям, используя слова известной песни, дойти до их...
Оборудование: ноутбук, фонограммы песен «С чего начинается Родина?», «Березовый сок», «Прощальная», пионерские песни, костюмы и декорации,...

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» icon«Государственная символика России и Удмуртии»
Цель: развивать у детей активность и самостоятельность, через познание истории своей Родины

«Свадебные песни народов Удмуртии (удмуртов, русских, татар)» iconСценарий муниципального концерта в жанре музыкально – литературной композиции
В актовом зале звучат песни о войне, песни патриотической направленности, размещена выставка творческих работ изобразительного отделения...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную