МБОУ «Копьёвская сельская средняя общеобразовательная школа» ![]() Урок технологии в 5 классе Тема: «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей на примере изготовления куклы-куватки» Автор-составитель: учитель технологии МБОУ «Копьёская сельская СОШ» село Копьево, Орджоникидзевский район, Республика Хакасия Аксютенко Татьяна Валерьевна Тема: Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей на примере изготовления куклы-куватки. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают актуальность темы урока. Подобные уроки способны дать ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Программой «Технология»5 класса определен раздел «Элементы материаловедения», который целесообразно наполнить региональным содержанием художественно-эстетического направления, с целью приобщения учащихся к народной культуре. Решению поставленной цели могут способствовать следующие задачи:
Теоретическая часть: знакомство с историей русской народной игрушки-тряпичной куклы-куватки; с национальными костюмами и древними игрушками русского и хакасского народа. Практическая часть: изготовление куклы своими руками. Время: 2 часа (2 × 45) Цель: расширение представлений учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей; знакомство с историей и способами изготовления тряпичной куклы – куватки» информирование о русском и хакасском народном костюме, древнейших детских игрушках. Задачи:
мнением других; развивать творческое начало личности, дисциплинированность, культуру речи и труда.
Методы обучения: рассказ, объяснение, разъяснение, демонстрация (наглядных пособий, репродукций картин, образцов народного искусства), беседа, практическая работа. Образовательные технологии: технология организации группового взаимодействия школьников, педагогика сотрудничества, развитие творческого мышления. Оборудование и материалы: образцы и фотографии кукол-куваток; изображения русского и хакасского народного костюма, репродукции картин, ПК и установка «мультимедиа», экран; образцы тканей; ткань для туловища размером 15×15 или 18×18см; белая ткань для головы и блузки размером 15×15 или 18×18см; куски ткани, тесьма, вата, ножницы, простой карандаш (мел), линейка. Тип урока: комбинированный. Межпредметные связи: русский язык и литература: умение пользоваться терминами. история: умение пользоваться сведениями о народном костюме. рисование: правильный подбор цветов. технология: дизайн, исполнение работы. ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее) Наглядные пособия: журналы, книги, репродукции картин, образцы народного искусства – куклы, папка с комплектом образцов изучаемых видов тканей. Таблицы и плакаты. Оформление доски: на доске написана тема урока, критерии оценивания работы учеников. Новые слова: эскиз, долевая и уточная нити; лицевая и изнаночная стороны; структура переплетения нитей; физико-механические свойства ткани: прочность и сминаемость; осыпаемость нитей, усадка ткани. План урока :
- проверка готовности к уроку; - проверка присутствующих; - сообщение темы и цели урока.
– рассказ о народной русской игрушке; – объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
- объяснение и демонстрация выполнения предстоящего задания, сопровождающееся изучением основной темы урока; - определение алгоритма выполнения задания.
- анализ выполненных работ; - оценка знаний учащихся.
Ход урока: I часть занятия (1 урок- 45 минут) 1. Организационный момент (3 мин.) Приветствие. Отметка присутствующих. Сообщение темы занятия. Эмоциональная завязка. - У кого из вас дома в семейном альбоме сохранились фотографии ваших прабабушек? (рисунок 5; Слайд 2,3) - В чем состоит отличие их одежды от одежды нашего времени? - У кого из вас дома есть мягкие игрушки? А вы знаете какими были первые детские игрушки? (Слайд 4) - Из чего они сделаны? Сегодня мы поговорим о том, какие игрушки были в далеком прошлом, познакомимся с куклами - куватками и попробуем сами сделать такую куклу (демонстрируются куклы-куватки; рисунок 1) и заодно вспомним все, что узнали о хлопчатобумажных и льняных волокнах? Выясним какие ткани подходят для изготовления куклы и почему? II. Изложение нового материала: (20 мин) Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутиков ткани и меха. Народная игрушка в далекие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок. Игрушке придавалось магическое значение. Ими старались отпугивать и отгонять «злые силы» и привлекать «добрые» Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде ромба или квадрата или, как в нашем случае, голова имела форму петли (рисунок 2) По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. В деревнях Тульской губернии в конце XIX – начале XX века в числе прочих игрушек делали и оригинальные тряпичные куклы для самых маленьких. Назывались они «куватками». Разноцветные куватки развешивались над детской колыбелькой (рисунок 3) Куватки-игрушки, сделанные без шитья иголкой и без единой жесткой детали не могли повредить ребенку. А для девочек постарше куклы – куватки делали немного другими. (рисунок 4) Для изготовления куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются. (Демонстрация образцов ткани) Перед вами образцы ткани. Вспомните материалы прошлого урока и покажите: -кромку ткани; - лицевую сторону; В процессе фронтального коллективного опроса учащихся учитель обращает внимание учащихся на физико-механические и технологические свойства ткани, которые учитываются при подборе ткани для изготовления поделки. III . Динамическая пауза (2 мин) IV. Вводный инструктаж (3 мин) - Следующим этапом нашей работы будет заполнение карточек-заданий. Для этого вам следует отметить правильный ответ . V. Письменная проверочная работа (7мин) Самостоятельная работа учащихся с карточками-заданиями. (допускается работа в парах) V I . Инструктаж (10 мин.) Существовало несколько способов изготовления куклы: 1 способ (Слайд5) Куватка среднерусская; 2 способ (Слайд 6) Куватка тульская 3 способ (Слайд 7) Куватка вятская (Объясняя, учитель демонстрирует изготовление кукол) Процесс изготовления куклы несложен, это одна из самых простых тряпичных кукол. Для изготовления «куклы-куватки» необходимо два прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой, как правило, однотонной ткани и тесьма или нитки Порядок изготовления:
2)Большой квадрат свернуть в трубочку, предварительно подогнув края. Сложить пополам, по линии шеи стянуть нитками. Можно добавить немного ваты. Это голова. (Слайд 10)
Посмотрите внимательно на слайд и определите какую куклу мы с вами сейчас сделали? (Слайд 14) Куватки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество кукол обязательно должно быть нечетным (рис 7). Это важное условие, чтобы куклы стали еще и оберегом. В такой же последовательности выполняется кукла с «Личиком» вместо «петельки». Разница лишь в том, что здесь потребуется немного ваты для формирования головы (показывает алгоритм выполнения задания) II часть занятия (1 урок-45 минут) Учащимся предлагается разделиться на 2 рабочие группы и, опираясь на слайды мультимедиа (приложение 4) выполнить самостоятельно кукол-куваток (выбор учащиеся осуществляют самостоятельно) При необходимости проводится разъяснение (текущий инструктаж) для исключения ошибок в работе. VII Практическая работа ( 30 мин.) Проводится в виде конкурса. С помощью учителя учащиеся разбиваются на несколько рабочих групп, каждая из которых будет выполнять свою куклу. По окончании работы проводится конкурс, где выявляется кукла, наиболее похожая на исторический прототип. VIII Подведение итогов (10 минут) Руководствуясь критериями, учитель дает оценку работе учащихся. Проверяются карточки-задания. Выставляются отметки. IX Уборка рабочих мест (3 мин.) Каждый ученик убирает свое рабочее место. Выполненные работы (куклы-куватки) учащиеся забирают с собой. X Домашнее задание (2 мин.) Выполнить куклу самостоятельно. ПРИЛОЖЕНИЯ ![]() ![]() ![]() ![]() (рисунок 1) ![]() (рисунок 2) ![]() (рисунок 3) ![]() ![]() (рисунок 4) ![]() Слайд 1 Куватка среднерусская (1 вариант) ![]() Слайд 2 Куватка тульская (2 вариант) ![]() ![]() ![]() Слайд 3 Куватка вятская (3 вариант) (рисунок 5) Карточка-задание Отметьте правильный ответ на поставленный вопрос значком
– саржевое; - сатиновое; - полотняное.
- прочность; - гигроскопичность; - быстро высыхают; - садка при стирке; - трудно стираются; - обладают высокой сминаемостью; - легко гладятся; - осыпаются.
- прочность; - гигроскопичность; - быстро высыхают; - садка при стирке; - трудно стираются; - обладают высокой сминаемостью; - легко гладятся; - осыпаются.
- направление долевой нити; - лицевую сторону ткани; - направление нити утка.
- блеск; - ворс; - рисунок; - по долевой нити; - по чистоте отделки; - по переплетению нитей ткани. Литература:
(вариант для девочек), / под ред. В.Д.Симоненко .-М. : Вентана – Граф, 2005г.
– М, : Просвещение,1997г.;
Метод. пособие /А.К. Башенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич.- М.:Дрофа,2003г.
- http://ppt4web.ru/tekhnologija/tekhnologija-izgotovlenija-kuklykuvatki.html -http://festival.1september.ru/articles/633882/ -http://metodisty.ru/m/files/view/urok_tehnologii-_izgotovlenie_obryadovo-oberezhnoi - http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2010/05/008.jpg |
![]() | Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей, дать информацию о русской народной игрушке,... | ![]() | Рассказать о тяжёлой жизни простого народа на примере героини рассказа девочки Козетты |
![]() | Изучение «Технологии» в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении | ![]() | Изучение «Технологии» в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении |
![]() | Создание целостной системы изучения культурного наследия края в технологичном образовании на примере изготовления украшений как элемента... | ![]() | «Алкадиены». через изучение строения алкадиенов, выявления их отличия от алкенов и алканов; прогнозирование химических свойств алкадиенов,... |
![]() | Образовательные систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Умножение и деление натуральных чисел»; применение свойств умножения... | ![]() | В 6 классе анализируем рассказ "Подсолнух", в котором раскрываются темы памяти и веры. Здесь применяем дифференцированный подход... |
![]() | Оборудование: икт, наглядно-демонстративный материал: музейные экспонаты, утюги, гладильная доска, таблички с терминологией, образцы... | ![]() | «Биография и творчество А. П. Чехова» это первый урок из трех, выделенных на изучение темы в пятом классе (проводится на первой неделе... |