 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 148
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Я – гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России.
(11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.)
Автор программы:
Гранева Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, канд. филол.наук г. Нижний Новгород
2014 год
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый лучик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!»
И. Токмакова «Счастливо, Ивушкин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение» для 5-6 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (основного общего образования), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика программы
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.
Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Данная программа курса основывается на Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята литература писателей и поэтов Нижегородской области. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Нижнего Новгорода и Нижегородского края, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
Новизна программы определяется переходом от информационного к коммуникативно-деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
Данная программа литературного краеведения рассчитана на 68 часов.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Нижегородским краем и отражает его жизнь; создание условий для развития высокой гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан Нижнего Новгорода и России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития через изучение творчества нижегородских авторов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Сформировать у обучающихся представление о месте Нижегородского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций; используя тексты произведений нижегородских авторов;
2. Развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной и письменной речи.
3. Прививать любовь к родному языку через тексты русских поэтов и писателей Нижегородского края.
4. Популяризировать научно-практическую и исследовательскую работы учащихся.
5. Создавать условия для воспитания человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.
6. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений. Направления взаимодействия с социальной средой таковы:
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
сотрудничество с Центром фольклора, Центром литературного краеведения, Центром палеославистических исследований и Лабораторией диалектологических исследований им. В.И.Даля ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны:
Знать и понимать:
Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
Историю создания произведений;
Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
Характеристику героев;
Характерные особенности эпохи и жизни Нижегородского края, отраженные в изученных произведениях;
содержание изученных произведений писателей;
Жанровые особенности произведений;
Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);
Уметь:
Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;
Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
Составлять рассказ об авторе книги;
Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
Работать со справочной и критической литературой;
Вести переписку с писателями края.
Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках XIX и XX веков, связанных с Нижегородским краем;
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.
IV. Ожидаемые результаты
Развитие инициативы и творческого потенциала учащихся, высокий уровень познавательной активности.
Формирование интереса к истории города и Отечества через изучение литературы родного края.
Толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
V. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагогические технологии:
Проектно–исследовательская деятельность
Коллективно-творческое дело
Коммуникативно-деятельностный подход
Педагогика сотрудничества
Технология проблемного обучения
ИКТ
Тематический план работы с учетом возрастных особенностей и истории родного края.
5 КЛАСС.
Изучение особенностей языка нижегородцев, культуры и литературы края, местных обычаев. Включение учащихся в конкретные социально значимые дела.
Моя малая Родина - это моя семья .
Я рисую мой город. Посещение Нижегородского кремля.
Чтение отдельных глав из произведения М.Горького «Детство». Посещение музея «Домик Каширина».
Мои друзья - ребята разных национальностей. Презентация национальных костюмов и национального фольклора.
Любимые наши сказки. Произведения нижегородского фольклора по книге «Заря-заряница». Викторина по сказкам.
Изучение малых жанров нижегородского фольклора. Посещение Фольклорного центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Изучение игр, в которые играли наши бабушки, и традиций нижегородцев.
Посещение музея самоваров.
Посещение этнографического музея под открытым небом «Щелковский хутор».
6 КЛАСС.
История моего города в литературе. (Экскурсия в литературный музей им. М. Горького).
В школьном музее организуется специальная работа: поисковые операции «История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны».
Защита проектов «Писатели-фронтовики».
Стихи поэтов-нижегородцев. Встреча с поэтическим кружком в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Река Волга в песнях и рассказах нижегородских поэтов и писателей.
Проба пера и кисти: рассказы об улицах Нижнего Новгорода, картины с изображением родного города. Создание проектов.
Искусство иконописи. Нижегородские иконописцы. Проект: «История одной иконы».
Экскурсия в Храм преп.Сергия Радонежского.
Проба пера. Эссе «Икона, которая есть в моей семье».
Они посетили наш город: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др.
Литературная мастерская, посвященная изучению творчества З. Прилепина (малая проза).
Проба пера: «Я пишу стихи о Родине» или «Я живу в Нижнем Новгороде».
Примерное тематическое планирование
Литературное краеведение (5 класс) 34 ч.
Темы программы по литературному краеведению
| Формы организации учебного занятия
(Наличие презентаций, использование ИКТ)
| Количество учебных часов
| Творческие работы учащихся
(контроль)
| 1.Введение.
Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
| Учебная лекция.
| 1 час
| Тезисы лекции
| 2. Практическое занятие.
Краеведческая работа и источники информации. Посещение Центра литературного краеведения на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского
| Урок в форме кейс-технологии: работа в малых группах
| 2 час
| Создание памяток по работе с разными источниками информации
| 3.Изучение литературной карты Н.Новгорода.
| Практическое занятие.
| 1 час.
| Рисунок карты.
Составить и записать свой путеводитель по литературным местам для гостей города
| «Русская провинция» (7 часов)
| 4.Литературный музей как научный центр. Особенности музейной экспозиции. Музейная экскурсия.
| Музейный урок – обзор
| 1 час
| Работа в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода.
| 5. Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках.
| Библиотечный урок
| 1 час
| Подготовить библиографическую информацию о писателях-нижегородцах.
| 6.Посещение этнографического музея под открытым небом «Щелковский хутор».
| Экскурсия
| 2 час
| Составление презентации
| 7. Посещение музея самоваров
| Экскурсия
| 1 час
|
| 8. «Прогулки по родному городу». Посещение Нижегородского кремля.
| Творческие отчеты учащихся, презентации работ, учебных фильмов и т.д.
| 2 час
| Конкурс рисунков «Я рисую свой город»
| «Преданья старины глубокой…» (7 часов)
Устное народное творчество.
| 9. Земля нижегородская и русский фольклор.
Мифологические представления наших предков Былички. Легенды и предания. Сказки, сказания
| Презентация «Фольклорные родники нашего края»
Урок – экскурсия в Фольклорный уентр ННГУ им. Н.И. Лобачевского
| 2 час
| Составление стенгазеты "Наш край в устном народном творчестве".
| 10. Практическое занятие
Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.
| Практикум «Учимся собирать фольклор»
Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках.
| 2 час
| Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика
| 11. Народная песня. Определение жанра.
| Лекция учителя
Песни, частушки
Прослушивание записи народных песен
| 1 час
| Выразительное чтение наизусть народной песни
| 12 Лингвистическое краеведение.
Знакомство с Диалектным словарем Нижегородской области
| Лекция учителя.
Посещение Лаборатории им. В.И. Даля ННГУ им. Н.И. Лобачевского
| 2 час
| Составление словарной статьи диалектных слов
| «Известные имена» (7 часов)
| 13 А.С.Пушкин
| Лекция учителя «И даже Пушкин», презентация «Болдино»
| 1 час
| Сделать подборку стихов поэта из («болдинского») цикла, оформить, подготовить выразительное чтение
| 14. «Болдинский» цикл стихотворений А С Пушкина. Анализ стихотворения
| Романсы на стихи А. С. Пушкина
| 2 час
| Выучить стихотворение наизусть
| 15. Экскурсия в музей-заповедник «Болдино»
| Экскурсия
| 4 час
| Учебные доклады.
Презентации по произведениям «Болдинского цикла» (сказки)
| Моя малая родина – это моя семья (9 час.)
| 16. Чтение отдельных глав из произведения М.Горького «Детство» и обсуждение.
| Урок – презентация
| 3 час
| Сочинение
| 17. Музейный урок на базе «Домика Каширина».
| Музейная педагогика: музейный урок
| 2 час
| Слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме
| 18. Мои друзья - ребята разных национальностей.
| Презентация фольклора и костюмов братьев - славян
| 2 час.
| Презентация национальных костюмов и национального фольклора.
| 19. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия
| Лекция учителя.
| 2 ч.
| Сбор материала и фотографий о свадьбах родителей, бабушек. Создание стен-газеты.
| 20 Итоговое занятие.
| Обмен мнениями.
| 1 час
| Защита презентаций, творческие отчеты
| 6 класс (34 часа)
| 1.Введение.
| Обзорная лекция.
| 1 час
| Подготовиться к викторине.
|
«История одной иконы и одной летописи».
(8 час.)
| 2.Искусство иконописи. Нижегородские иконописцы.
| Урок-лекция
| 1 час.
| Сделать презентацию иноны.
| 3.Экскурсия в Храм преп.Сергия Радонежского.
| Экскурсия
| 2 час
| Слушать и конспектировать беседу экскурсовода
| 4.Практическое занятие. Проба пера. Эссе «Икона, которая есть в моей семье».
| Сочинение
| 1 час
| Сбор материала об иконах, которые есть дома
| 5.Лаврентьевская летопись
| Урок - презентация
| 1 час
|
| 6.Посещение Печерского монастыря
| экскурсия
| 2 час
| Слушать и конспектировать беседу экскурсовода
| 7.Презентация книги записок Эрика Густава Эрстрёма и А.А. Кузнецова «1812 год. Путешествие из Москвы в Нижний Новгород»
| Презентация
| 1 час
|
| «Расцветай, наш край» (9 час)
| 8.История моего города в литературе.
| Экскурсия в литературный музей им. М. Горького.
| 2 час
| Слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея
| 9.Практическое занятие. Проба пера и кисти: рассказы об улицах Нижнего Новгорода, картины с изображением родного города.
| Сочинение-описание.
| 1 час
| Создание проектов.
| 10.Проба пера: «Я пишу стихи о Родине» или «Я живу в Нижнем Новгороде».
| Урок-практикум.
| 1 час
| Сочинение стихов
| 11.Они посетили наш город: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко.
| Урок – обзор
| 1 час
| Подготовить сообщение, доклад, презентацию об одном из писателей
| 12.Чтение рассказов А.П. Чехова и В.Г. Короленко.
| Анализ отдельных эпизодов.
| 2 час
| Отзыв о прочитанном
| 13. В.И. Даль. Статья М.А. Грачева, профессора НГЛУ им. Добролюбова «В.И. Даль»
| Урок-обсуждение статьи М.А. Грачева, профессора НГЛУ им. Добролюбова «В.И. Даль»
| 1 час
| Составление рецензии на научную статью
| «Антология военной поэзии. «Ты припомни, Россия, как все это было»
(Творчество нижегородских поэтов – фронтовиков и поколение молодых поэтов)
(8 часа)
| 14.Презентация книги «Антология военной поэзии. «Ты припомни, Россия, как все это было»
В сборник вошли стихи 21 нижегородского автора. Это и поэты-фронтовики: Ф. Сухов, А. Плотников, А. Люкин, М. Шестериков; и люди, видевшие войну детскими глазами: А. Цирульников, В. Шамшурин, Ю. Паркаев; а также современные поэты: О. Рябов, И. Дементьева, В. Миронов, Г. Красников, А. Фигарев, А. Карасев, В. Карпочев. Л. Калинина.Проанализировать одно из стихотворений Н. Майорова
| Урок- концерт
| 2 час
| Подготовить сообщение, доклад, презентацию об одном из писателей-фронтовиков
| 15. Практическое занятие
«Сороковые, роковые..
| Урок в форме кейс-технологии: презентация работ малых групп об одном поэте - нижегородце
| 2 час
| Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.
| 16.«История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны».
| Встречи с краеведами, журналистами местных газет
| 2 час
| Составление летописи семьи
| 17. Стихи поэтов-нижегородцев. Встреча с поэтическим кружком в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
| Анализ стихов.
| 2 час
| Сравнительная характеристика поэтов старшего поколения и современников
| Новейшая молодая поэзия и проза.
(11 час)
| 18. Современные писатели и поэты Нижегородского края
| Урок-обзор
| 1 час
| Презентация
| 19.Встреча со студентами филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского
| Литературные встречи.
| 1 час
| Интервью
| 20.Литературная мастерская, посвященная изучению творчества З. Прилепина (малая проза)..
| Анализ эпизодов
| 2 час
| Пересказ понравившихся рассказов
| 21.Народный провинциальный театр и литературное краеведение
| Урок – экскурсия: посещение занятия драматического кружка или репетиции народного театра. Беседа
| 1 час
| Подборка репертуара для театрального сезона
| 22.Посещение театра
|
| 2 час
| Составить рецензию на спектакль
| 23.Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе
| Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет.
| 1 час
| Выпуск библиографического краеведческого сборника, ориентация на создание учебного проекта
| 24.Итоговое занятие.
| Обмен мнениями.
| 1 час
| Защита презентаций, творческие отчеты
|
Литература.
«Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.
Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
|