Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.)


ist.na5bal.ru > Литература > Программа
безимени-1
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 148

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

img_1282

Я – гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России.

(11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.)

Автор программы:

Гранева Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, канд. филол.наук
г. Нижний Новгород

2014 год

«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый лучик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!»

И. Токмакова «Счастливо, Ивушкин»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса (модуля) «Литературное краеведение» для 5-6 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (основного общего образования), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.

Общая характеристика программы

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается предмет «Литература». Прежде всего, с ним в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Данная программа курса основывается на Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята литература писателей и поэтов Нижегородской области. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Нижнего Новгорода и Нижегородского края, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.

Новизна программы определяется переходом от информационного к коммуникативно-деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Данная программа литературного краеведения рассчитана на 68 часов.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель программы - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Нижегородским краем и отражает его жизнь; создание условий для развития высокой гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан Нижнего Новгорода и России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития через изучение творчества нижегородских авторов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Сформировать у обучающихся представление о месте Нижегородского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций; используя тексты произведений нижегородских авторов;

2. Развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной и письменной речи.

3. Прививать любовь к родному языку через тексты русских поэтов и писателей Нижегородского края.

4. Популяризировать научно-практическую и исследовательскую работы учащихся.

5. Создавать условия для воспитания человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.

6. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Направления взаимодействия с социальной средой таковы:

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

  • сотрудничество с Центром фольклора, Центром литературного краеведения, Центром палеославистических исследований и Лабораторией диалектологических исследований им. В.И.Даля ННГУ им. Н.И. Лобачевского;

  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

  • использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

  • вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • Историю создания произведений;

  • Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

  • Характеристику героев;

  • Характерные особенности эпохи и жизни Нижегородского края, отраженные в изученных произведениях;

  • содержание изученных произведений писателей;

  • Жанровые особенности произведений;

  • Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

  • Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью);


Уметь:

  • Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;

  • Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

  • Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).

  • Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

  • Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

  • Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

  • Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

  • Составлять рассказ об авторе книги;

  • Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

  • Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  • Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

  • Работать со справочной и критической литературой;

  • Вести переписку с писателями края.

  • Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках  XIX и XX веков, связанных с Нижегородским краем;

  • Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.


IV. Ожидаемые результаты

  1. Развитие инициативы и творческого потенциала учащихся, высокий уровень познавательной активности.

  2. Формирование интереса к истории города и Отечества через изучение литературы родного края.

  3. Толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

V. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагогические технологии:

  • Проектно–исследовательская деятельность

  • Коллективно-творческое дело

  • Коммуникативно-деятельностный подход

  • Педагогика сотрудничества

  • Технология проблемного обучения

  • ИКТ



Тематический план работы с учетом возрастных особенностей и истории родного края.

5 КЛАСС.

Изучение особенностей языка нижегородцев, культуры и литературы края, местных обычаев. Включение учащихся в конкретные социально значимые дела.

  1. Моя малая Родина - это моя семья .

  2. Я рисую мой город. Посещение Нижегородского кремля.

  3. Чтение отдельных глав из произведения М.Горького «Детство». Посещение музея «Домик Каширина».

  4. Мои друзья - ребята разных национальностей. Презентация национальных костюмов и национального фольклора.

  5. Любимые наши сказки. Произведения нижегородского фольклора по книге «Заря-заряница». Викторина по сказкам.

  6. Изучение малых жанров нижегородского фольклора. Посещение Фольклорного центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

  7. Изучение игр, в которые играли наши бабушки, и традиций нижегородцев.

  8. Посещение музея самоваров.

  9. Посещение этнографического музея под открытым небом «Щелковский хутор».

6 КЛАСС.

  1. История моего города в литературе. (Экскурсия в литературный музей им. М. Горького).

  2. В школьном музее организуется специальная работа: поисковые операции «История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны».

  3. Защита проектов «Писатели-фронтовики».

  4. Стихи поэтов-нижегородцев. Встреча с поэтическим кружком в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

  5. Река Волга в песнях и рассказах нижегородских поэтов и писателей.

  6. Проба пера и кисти: рассказы об улицах Нижнего Новгорода, картины с изображением родного города. Создание проектов.

  7. Искусство иконописи. Нижегородские иконописцы. Проект: «История одной иконы».

  8. Экскурсия в Храм преп.Сергия Радонежского.

  9. Проба пера. Эссе «Икона, которая есть в моей семье».

  10. Они посетили наш город: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др.

  11. Литературная мастерская, посвященная изучению творчества З. Прилепина (малая проза).

  12. Проба пера: «Я пишу стихи о Родине» или «Я живу в Нижнем Новгороде».


Примерное тематическое планирование

Литературное краеведение (5 класс) 34 ч.

Темы программы по литературному краеведению


Формы организации учебного занятия

(Наличие презентаций, использование ИКТ)

Количество учебных часов

Творческие работы учащихся

(контроль)

1.Введение.

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Учебная лекция.

1 час

Тезисы лекции

2. Практическое занятие.

Краеведческая работа и источники информации. Посещение Центра литературного краеведения на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Урок в форме кейс-технологии: работа в малых группах

2 час

Создание памяток по работе с разными источниками информации

3.Изучение литературной карты Н.Новгорода.

Практическое занятие.

1 час.

Рисунок карты.

Составить и записать свой путеводитель по литературным местам для гостей города

«Русская провинция» (7 часов)

4.Литературный музей как научный центр. Особенности музейной экспозиции. Музейная экскурсия.

Музейный урок – обзор

1 час

Работа в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода.

5. Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках.

Библиотечный урок

1 час

Подготовить библиографическую информацию о писателях-нижегородцах.

6.Посещение этнографического музея под открытым небом «Щелковский хутор».


Экскурсия

2 час

Составление презентации

7. Посещение музея самоваров


Экскурсия

1 час




8. «Прогулки по родному городу». Посещение Нижегородского кремля.


Творческие отчеты учащихся, презентации работ, учебных фильмов и т.д.

2 час

Конкурс рисунков «Я рисую свой город»


«Преданья старины глубокой…» (7 часов)

Устное народное творчество.

9. Земля нижегородская и русский фольклор.

Мифологические представления наших предков Былички. Легенды и предания. Сказки, сказания

Презентация «Фольклорные родники нашего края»

Урок – экскурсия в Фольклорный уентр ННГУ им. Н.И. Лобачевского


2 час

Составление стенгазеты "Наш край в устном народном творчестве".


10. Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

Практикум «Учимся собирать фольклор»

Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках.

2 час

Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика


11. Народная песня. Определение жанра.

Лекция учителя

Песни, частушки

Прослушивание записи народных песен

1 час

Выразительное чтение наизусть народной песни

12 Лингвистическое краеведение.

Знакомство с Диалектным словарем Нижегородской области

Лекция учителя.

Посещение Лаборатории им. В.И. Даля ННГУ им. Н.И. Лобачевского

2 час

Составление словарной статьи диалектных слов

«Известные имена» (7 часов)


13 А.С.Пушкин

Лекция учителя «И даже Пушкин», презентация «Болдино»

1 час

Сделать подборку стихов поэта из («болдинского») цикла, оформить, подготовить выразительное чтение

14. «Болдинский» цикл стихотворений А С Пушкина. Анализ стихотворения

Романсы на стихи А. С. Пушкина

2 час

Выучить стихотворение наизусть

15. Экскурсия в музей-заповедник «Болдино»

Экскурсия

4 час

Учебные доклады.

Презентации по произведениям «Болдинского цикла» (сказки)

Моя малая родина – это моя семья (9 час.)

16. Чтение отдельных глав из произведения М.Горького «Детство» и обсуждение.

Урок – презентация


3 час

Сочинение

17. Музейный урок на базе «Домика Каширина».


Музейная педагогика: музейный урок

2 час

Слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме

18. Мои друзья - ребята разных национальностей.

Презентация фольклора и костюмов братьев - славян

2 час.

Презентация национальных костюмов и национального фольклора.


19. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия

Лекция учителя.

2 ч.

Сбор материала и фотографий о свадьбах родителей, бабушек. Создание стен-газеты.


20 Итоговое занятие.

Обмен мнениями.

1 час

Защита презентаций, творческие отчеты

6 класс (34 часа)

1.Введение.


Обзорная лекция.


1 час

Подготовиться к викторине.


«История одной иконы и одной летописи».

(8 час.)

2.Искусство иконописи. Нижегородские иконописцы.

Урок-лекция

1 час.

Сделать презентацию иноны.

3.Экскурсия в Храм преп.Сергия Радонежского.

Экскурсия

2 час

Слушать и конспектировать беседу экскурсовода

4.Практическое занятие. Проба пера. Эссе «Икона, которая есть в моей семье».


Сочинение

1 час

Сбор материала об иконах, которые есть дома

5.Лаврентьевская летопись

Урок - презентация

1 час




6.Посещение Печерского монастыря

экскурсия

2 час

Слушать и конспектировать беседу экскурсовода

7.Презентация книги записок Эрика Густава Эрстрёма и А.А. Кузнецова «1812 год. Путешествие из Москвы в Нижний Новгород»

Презентация

1 час




«Расцветай, наш край» (9 час)

8.История моего города в литературе.



Экскурсия в литературный музей им. М. Горького.


2 час

Слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея

9.Практическое занятие. Проба пера и кисти: рассказы об улицах Нижнего Новгорода, картины с изображением родного города.


Сочинение-описание.

1 час

Создание проектов.


10.Проба пера: «Я пишу стихи о Родине» или «Я живу в Нижнем Новгороде».

Урок-практикум.

1 час

Сочинение стихов

11.Они посетили наш город: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко.

Урок – обзор

1 час

Подготовить сообщение, доклад, презентацию об одном из писателей

12.Чтение рассказов А.П. Чехова и В.Г. Короленко.

Анализ отдельных эпизодов.

2 час

Отзыв о прочитанном

13. В.И. Даль. Статья М.А. Грачева, профессора НГЛУ им. Добролюбова «В.И. Даль»

Урок-обсуждение статьи М.А. Грачева, профессора НГЛУ им. Добролюбова «В.И. Даль»

1 час

Составление рецензии на научную статью

«Антология военной поэзии. «Ты припомни, Россия, как все это было»

(Творчество нижегородских поэтов – фронтовиков и поколение молодых поэтов)

(8 часа)

14.Презентация книги «Антология военной поэзии. «Ты припомни, Россия, как все это было»

В сборник вошли стихи 21 нижегородского автора. Это и поэты-фронтовики: Ф. Сухов, А. Плотников, А. Люкин, М. Шестериков; и люди, видевшие войну детскими глазами: А. Цирульников, В. Шамшурин, Ю. Паркаев; а также современные поэты: О. Рябов, И. Дементьева, В. Миронов, Г. Красников, А. Фигарев, А. Карасев, В. Карпочев. Л. Калинина.Проанализировать одно из стихотворений Н. Майорова


Урок- концерт


2 час

Подготовить сообщение, доклад, презентацию об одном из писателей-фронтовиков


15. Практическое занятие

«Сороковые, роковые..

Урок в форме кейс-технологии: презентация работ малых групп об одном поэте - нижегородце

2 час

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.


16.«История одной фотографии», «Судьба семьи в судьбе страны».

Встречи с краеведами, журналистами местных газет

2 час

Составление летописи семьи

17. Стихи поэтов-нижегородцев. Встреча с поэтическим кружком в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.


Анализ стихов.

2 час

Сравнительная характеристика поэтов старшего поколения и современников

Новейшая молодая поэзия и проза.

(11 час)

18. Современные писатели и поэты Нижегородского края

Урок-обзор

1 час

Презентация

19.Встреча со студентами филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Литературные встречи.


1 час

Интервью

20.Литературная мастерская, посвященная изучению творчества З. Прилепина (малая проза)..


Анализ эпизодов

2 час

Пересказ понравившихся рассказов

21.Народный провинциальный театр и литературное краеведение

Урок – экскурсия: посещение занятия драматического кружка или репетиции народного театра. Беседа

1 час

Подборка репертуара для театрального сезона

22.Посещение театра




2 час

Составить рецензию на спектакль

23.Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе


Систематизация литературного наследия региона: статьи, сборники и публикации последних лет.

1 час

Выпуск библиографического краеведческого сборника, ориентация на создание учебного проекта

24.Итоговое занятие.

Обмен мнениями.

1 час

Защита презентаций, творческие отчеты





Литература.

  1. «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

  2. Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconДоклад о состоянии и результатах функционирования мбоу «Школа №37»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №37» города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение) основано в 1968...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconДоклад о состоянии и результатах функционирования мбоу «Школа №37»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение)...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Полное наименование образовательного учреждения: Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Юный гражданин» с изучением...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconДоклад о состоянии и результатах функционирования мбоу средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение)...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconПрограмма “Я гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного...
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Просвещение» 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconВ. В. Маяковского «Порядочный гражданин»?
Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке из стихотворения В. В. Маяковского «Порядочный...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconРабочая программа кружка «Краеведение»
России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной...

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconКоваленко Елена Николаевна Авторская разработка мероприятия «Государственные...
Авторская разработка мероприятия «Государственные символы России» в рамках проекта «Я гражданин»

Программа кружка «литературное краеведение» я гражданин Нижнего Новгорода, а значит гражданин России. (11-16 лет, 2014-2015 гг., 2015-2016 гг.) iconПрограмма «Я гражданин своего Отечества» Направление «Гражданственность и патриотизм»
Подпрограмма) разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную