Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета


страница1/4
ist.na5bal.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».
Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».
В XVIII-XIX веках эссе - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у представителей романтизма (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в XX[ в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю.
В XX в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной мысли и сближения разных кругов читателей.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а всвободной форме».
«Большой энциклопедический словарь» дает развернутое определение: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальной литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе




Элемент структуры 


% к общему объему работы 


Начало (актуализация заявленной темы эссе) 


20% 


Тезис 

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса 


60% 


Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 


20% 



Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. 

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.




Вступление


Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…


Основная часть.


Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… 

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

Для полемического эссе: 

С одной стороны, ... 

С другой стороны,… 

Следует отметить…

Необходимо заметить…


Заключение


Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению... 

Итак,…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

 Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Предлагаю возможный алгоритм написания эссе.

  1. Внимательно прочитайте все предлагаемые темы эссе.

  2. Выберите наиболее подходящую для вас тему

- она вам интересна

-вы понимаете смысл высказывания

-вы знаете теоретический материал по теме

-вы легко оперируете понятиями по этой теме, имеете личный опыт

  1. Определите главную мысль высказывания: используйте приём перифраза.

  2. Подберите теоретический материал по данной теме.  Определите какими понятиями вы будете пользоваться, цитаты каких философов вы можете использовать, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.

  3. Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и « против».

  4. Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни и личного опыта.

  5. Распределите подобранные аргументы в последовательности.

  6. Проверьте  есть ли логическая связь между частями эссе.

  7. Сформулируйте обобщающий вывод.

Хочется верить, что данные рекомендации помогут выпускникам подготовиться к написанию эссе.

Примерные варианты написания эссе

« Свобода есть право делать всё, что дозволено законом»

 Шарль Луи Монтескье

Свобода – самостоятельность социальных субъектов, выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Среди философов существует три подхода к восприятию данного понятия.

Фаталисты, такие как Демокрит и Томас Гоббс, полагали, что жизнь человека предопределена судьбой, роком. Волюнтаристы, представителями которых были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, считали, что человек пользуется неограниченной свободой и может изменить законы природы и общества по своему усмотрению. Марксисты, в свою очередь, называли свободу « осознанной необходимостью».

Однако полной свободы не существует. Внешней границей свободы являются законы природы и общества, внутренней границей – моральные ограничения. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.  Свобода ограничена, а и  эти ограничения  должны  быть выражены  в установленных государственной властью правилах, регулирующих общественные отношения. Как сказал Томас Фуллер: « Закон управляет людьми, разум – законом». Я считаю, что отсутствие законов, регулирующих границы свободы, приводит, как парадоксально бы это не звучало, к ограничению свободы. Люди, получившие полную свободу, начинают нарушать права других людей, что приводит к анархии. Ярким примером может послужить ситуация в России в октябре 1917 года. Разорённые деревни, повсеместный грабёж, насилие – вот следствие отсутствия реальной власти и закона.

Для реализации свободы нужны такие условия как необходимый уровень развития общества, определённое социальное положение человека, наличие социальных норм, удовлетворяющих определённым формам деятельности личности. Критерием свободы человека в обществе может служить возможность его самореализации в различных сферах деятельности.

Я считаю себя свободным человеком. Я имею право на свободу слова, личную неприкосновенность, свободу совести. Мои права и свободы гарантированы Конституцией Российской Федерации, они охраняются и обеспечиваются государством. Любое демократическое государство подразумевает соблюдение прав и свобод человека, а Россия стремится стать правовым государством, что подразумевает переход на более высокий уровень развития.

Понятия свобода и закон неразделимы. Закон определяет границы свободы, без которых она теряет всякий смысл. Я полностью согласен с высказыванием Франсуа Вольтера « Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Иван Лазорин.

« Революция – варварская форма прогресса».

Ж. Жорес.

Тюрго и Кондорсе разработали теорию прогресса. Прогресс – это поступательное движение от худшего к лучшему. Существует два пути прогресса: реформа и революция.

Реформа – это частичное изменение в какой-либо сфере общественной жизни, в отличие от революции, которая приводит к коренным изменениям всех или большинства сторон общественной жизни и затрагивает основы существующего строя. Реформы являются постепенными, частичными изменениями, происходящими сверху, в то время  как революции – это скачкообразные, полные изменения, происходящие снизу.

Карл Маркс называл революции « локомотивами истории». С этим утверждением можно согласиться только отчасти.

С одной стороны, революции являются могучим двигателем общественного прогресса, так как они устраняют преграды в развитии, позволяют совершить гигантский скачок, перейти к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Французская революция 1789 года недаром получила название Великой, так как привела к крушению феодальных порядков по всей Европе и развитию буржуазных отношений. По словам В.И. Ленина  в революционные эпохи          « расширяются пределы возможного, возрастает объём социального творчества».

Тем не менее, революция всегда связана с насилием и влечёт за собой человеческие жертвы. Например, негативным результатом февральской буржуазно-демократической революции в России в 1917 году стало дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу политических сил. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, что, в свою очередь, вызвало рост числа насильственных преступлений против личности. Небывалая радикализация масс после февраля вылилась в Октябрьскую социалистическую революцию, страшными последствиями которой стали гражданская война, интервенция и установление тоталитарного режима. Интересно и то, что террор, который сопровождает революцию, в конечном итоге направляется против тех, кто её начинает. Поэтому так печальна судьба Робеспьера и Марата, Бухарина и Троцкого.

Что касается меня, то я являюсь сторонницей реформ, потому что это мягкое, поступательное развитие. Реформы  ,  на мой взгляд, являются показателем политической мудрости правительства, задача которого поддерживать стабильность общества.

Революция — варварская форма прогресса, которая влечёт за собой негативные последствия и неизбежно ведёт к человеческим жертвам. В данном случае цель не оправдывает средства.

Плотникова Александра

 Социальная психология.

« Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность».

К. Гельвеций.

Принято полагать, что синонимом слову « богатство» является большое количество материальных благ ,  принадлежащих какому-либо человеку. Но может ли считаться богатым человек, обладающий только материальными благами?

На мой взгляд, человек должен стремится  достичь в жизни   прежде всего высокого нравственного уровня. Духовный человек обращается к высшим идеалам, стремится усовершенствовать себя, следует определённым нравственным принципам. Известный китайский философ Конфуций утверждал: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин». Принято различать три этапа нравственного поведения:  человек не совершает плохих поступков, так как боится наказания , так как дорожит мнением других людей или так как руководствуется в своём поведении высокими нравственными принципами. Нравственность, как степень усвоения моральных ценностей, должна руководить поведением «богатого человека». Человек должен задуматься о том, насколько его собственные возможности совпадают с его амбициями. Человек может быть «богат» своими друзьями, родными и близкими. « Богатым» можно назвать человека, который радуется каждому новому дню в своей жизни, для которого доставляет радость помощь другим людям.

Без просоциальной направленности не могло бы существовать общество как целостное образование, да и сам человек вряд ли бы мог считаться личностью.

Развитие общества напрямую зависит от уровня духовного богатства его членов. Именно духовность людей определяет их отношения. Показателем того, как органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря развитию общества , является нравственная культура личности- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.

На мой взгляд, примером духовно богатой личности является 15-й патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Будучи главой русской православной церкви, Алексий целью своей жизни считал не только помощь религиозным людям, но и наставление на путь истинного совершенствования всех — будь то простой прихожанин или человек, разочаровавшийся в церкви. Его деятельность в последние годы была направлена на сближение государственной и духовной власти, что позволило развить духовные отношения между обществом и его правящей частью.

Для меня нравственное богатство гораздо важнее, чем материальный достаток. На протяжении последних лет я стараюсь больше уделять внимания работе над собой, стремлюсь духовно развиваться.  Мне нравится помогать другим людям, заботится о них.

Духовное богатство каждого позволит сделать наш мир светлым местом, где царят справедливость, красота и добро.

Коробейникова Анна.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета icon1. Сочинение начинается с темы, поэтому важно прочитать ее формулировку...
Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconУрок развития речи в 7 классе. Тема : Сочинение рассуждение «Мои...
Тема: Сочинение – рассуждение «Мои друзья-книги», «Книга наш друг и советчик»

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconСтатья: «Некоторые проблемы написания эссе по обществознанию. Экономика»
Написание эссе по обществознанию является одним из важнейших заданий в экзаменационной работе по обществознанию. Невозможно переоценить...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconКнига составлена из эссе, написанных автором на исходе XX века. На...
«Мир славянства», «Серп и молот», в журналах «Природа и человек («Свет»)», «Обозреватель», «Жизнь национальностей», а также в местной...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconРегламент времени на озвучивание сообщения до 5 мин
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconИтоговая контрольная работа по новой истории для 8 класса
В чем суть идеологии консерватизма? В чем суть идеологии либерализма? Напишите эссе по теме: Напишите эссе по теме: «Эпоха Наполеона...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconКраткая
Тест выполнен с помощью гиперссылки, поэтому ребята могут каждый раз возвращаться к искомому вопросу, в случае неверного ответа,...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconО чём расскажет твой язык, оказавшись на свободной территории?
Ты можешь говорить все, что приходит тебе в голову. Освободи свой язык от того, что его сдерживает, от тех границ и форм, к которым...

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconУрока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»
Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи

Эссе это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета iconСочинение «История-это четвертое измерение?» «Будем знать историю...
На одном из уроков обществоведения мы как то разговаривали про труд Дмитрия Сергеевича Лихачева


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную