На уроках литературы в школе


страница1/7
ist.na5bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Коми государственный педагогический институт»

(Коми пединститут)
Филологический факультет

Кафедра литературы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова

на уроках литературы в школе

Исполнитель

студент 3601 группы

_________ Чуркина И. Л.
Научный руководитель

доцент, кандидат

педагогических наук

__________ Сафонова Е. Е.

Сыктывкар 2013

Содержание
Введение…………………………………………………………………3

1 Музыка в жизни и в рассказах А. П. Чехова..................................7

1.1 Музыка в семье А. П. Чехова...............………………………7

1.2 Музыкальный мир рассказов А. П. Чехова…......................11

1.3 Творчество А. П. Чехова в оценке Е. З. Балабановича........33

2 Изучение рассказов А. П. Чехова на уроках литературы

в 5-11классах.......................................................................................39

2.1 Рассказы А. П Чехова в современных школьных

программах по литературе в 5-11 классах.................................40

2.2 Рассказы А. П. Чехова в литературоведении и методике

преподавания литературы..........................................................71

2.3 Конспекты музыкально-литературного вечера и уроков

литературы..................................................................................81

Заключение……………………………………………………………..84

Библиография…………………………………………………………..88

Приложение

Введение


Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.

Уолтер Потер

Музыка... Великое, никогда не увядающее искусство. Оно окружает человека с древнейших времен и по сей день. Звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет и музыка, и художественная литература. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - это важное средство для понимания произведений, включенных в школьную программу. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. А музыка - это как раз та сфера искусства, которая непосредственно воздействует на эмоциональное восприятие учащихся.

Звучание музыки на уроках литературы, литературно-музыкальных вечерах – явление обычное. Сами названия некоторых литературных произведений указывают на определенную связь музыки и слова: «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко и др. А теперь обратим внимание на названия некоторых рассказов А. П. Чехова: «Бенефис соловья», «Роман с контрабасом», «Скрипка Ротшильда», «Свирель», «Контрабас и флейта»… И это только названия. Прочитав же эти и другие рассказы, обращаешь внимание, что очень часто именно музыкальный мир, детали, лейтмотивы помогают понять прочитанное глубже, раскрыть художественный мир рассказа. Можно предположить, что в результате соединения, взаимопроникновения музыки и слова возникает качественно новое явление, которое имеет признаки обоих составляющих и потому нуждается в некоем комплексном анализе, т. е. таком анализе, в результате которого обозначенная связь не распадалась бы, а была еще более определенной.

Актуальность данной темы заключается в том, что рассказы А. П. Чехова рассматриваются нами с музыкальной точки зрения; анализируются рассказы где "звучит музыка"; результаты используются на уроках литературы при анализе произведений, т. к. на этот аспект практически не обращается внимания в работах методистов.

Степень изученности: к анализу творчества А. П. Чехова в выбранном нами аспекте обращались некоторые исследователи. Особую значимость представляют труды и статьи таких исследователей и методистов как Балабановича Е. З., Голубкова В. В., Дермана А. Б., Есаулова И., Ивановой И., Катаева В. Б., Кузичевой А., Мелковой А. С., Сухих И. Н., Яновской С. и других.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ музыкального мира в рассказах А. П. Чехова, а так же использование результатов анализа на уроках литературы в школе.

Для достижения данной цели были выделены следующие задачи:

1) рассмотреть влияние музыкального воспитания в семье на духовное становление писателя;

2) проанализировать музыкальный мир в рассказах А. П. Чехова;

3) рассмотреть рассказы Чехова с музыкальной точки зрения в оценке критиков (в т.ч. Балабановича) и методистов;

4) проанализировать рассказы Чехова в современных школьных программах;

5) выделить и систематизировать рассказы, где "звучит музыка" для анализа на уроках литературы;

6) проанализировать музыкальный мир в выделенных рассказах, определить его функции;

7) апробировать результаты исследования на музыкально-литературном вечере и уроках литературы.

Новизна работы заключается в том, что музыкальный мир рассказов А. П. Чехова рассматривается в школьной программе.

Объект: учебно-воспитательный процесс, направленный на изучение рассказов А.П.Чехова в 5-11 классах.

Предмет: музыкальный мир рассказов А. П. Чехова на уроках литературы.

Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования применяются на уроках литературы, внеклассных мероприятиях в школе, на научных студенческих конференциях института.

Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 3 параграфов каждая, заключения, библиографии, которая состоит из 67 источников, и приложения.

Апробация: уроки и внеклассное мероприятие, в которые были включены результаты исследования, были апробированы нами в МОУ "СОШ № 38" г. Сыктывкара (Приложение 1); так же результаты исследования были представлены на научной студенческой конференции института в 2012 году (Диплом за 1 место); в 2013 году (Диплом I степени). (Приложение 2).

Глава 1 Музыка в жизни и в рассказах А. П. Чехова

В данной главе мы рассмотрим влияние музыкального воспитания в семье на духовное становление писателя. Обратим внимание на творческую среду, которая окружала юного Чехова. Проанализируем музыкальный мир чеховских рассказов, выделим музыкальные жанры, детали, музыкальные инструменты, профессии, музыкальную деятельность героев, музыкальный фон и атмосферу рассказов, рассмотрим их с музыкальной точки зрения и определим функции в рассказе. Проанализируем работу Е. З. Балабановича с практической точки зрения.

1.1 Музыка в семье А. П. Чехова

Песня, которую поет мать у

колыбели, сопровождает человека

всю его жизнь, до гроба.

Бигер Г.

Каков же был музыкальный мир Чехова, как складывались музыкальные вкусы, интересы, и как это влияло на его творчество? Откуда идут корни музыкальности семьи Чеховых? Сам Павел Егорович вписал в краткую летопись своей жизни: «1825. Родился в с. Ольховатке Воронежской губ. Острогож. уезда от Георгия и Ефросинии Чеховых... 1834. Учился пению у дьячка Остапа. 1835. Ходил в церковь и пел на клиросе. 1837. Приехал регент дьякон, жил у нас и учил меня на скрипке." [29, с.13] Как видно из записи, сам глава семейства в 10 лет уже пел на клиросе ( клирос - место для певчих в церкви на возвышении перед алтарем...; певчие, поющие на клиросе; церковный хор. [37,Т. 6, с.157]), а в 12 лет учился играть на скрипке. Благодаря знанию церковной музыки он был принят в таганрогском обществе. Его страсть к хоровому пению была поистине безграничной. В 1864 году он стал регентом кафедрального собора. "При том ничто не могло заставить его пропустить в литургии хоть один такт или слово - службы в соборе стали тянуться до бесконечности. В 1867 году ему отказали от места". [43, с.31] Павел Егорович перешел в греческий монастырь, где набрал хор слободских кузнецов, у которых "басы и баритоны зазвучали сурово и мощно". [43, с.32] Но не хватало альтов и сопрано. Поэтому отец семейства взял в хор троих старших сыновей. Именно музыка православной церкви, а не ее догмы, глубоко укоренилась в душе Антона Чехова. Раз, услышав церковный благовест, он признался школьному приятелю, актеру А. Вишневскому: «Вот любовь к этому звону — все, что осталось еще у меня от моей веры». [43, с32] А дома вечером, когда приходил из лавки отец, начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому и детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке, причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепиано. Сам глава семейства так отзывался о способностях детей: "Мы видели, что дети все у нас понятливы в науках, есть толк и способность..., Антоша хорош на литературу, Ваня на ремесло, Маша на музыку весьма понятлива, я прихожу в восторг, как она стала скоро ноты разбирать, умиляются ее игрою. ... Миша, вы его не узнаете, острый мальчик, получает 4 и 5-ть". [29. с.33]

Это музыкальные способности со стороны отца. А что же со стороны матери? А. Кузичева отмечает, что художественная одаренность Чеховых могла быть наследственной чертой Морозовых. В их роду были иконописцы, а родной дядя, брат матери, "мастерил диковинные игрушки, рисовал, играл на скрипке и флейте". [29,с.17-18].

Итак, со стороны и матери, и отца можно говорить о музыкальных и творческих способностях. Родители хорошо понимали значение образования. Отец и мать по-своему заботились о музыкальном обучении детей. Дети учились музыке дома у местного музыканта-любителя. Вместе с братьями Чехов пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя. Пел он также в гимназическом хоре. "Все это содействовало воспитанию первых навыков музыкальной культуры у юного Чехова» [9, с.9]

На интеллект А. Чехова и его художественные вкусы благотворно повлиял таганрогский театр. Гимназистам дозволялось посещать только одобренные инспектором спектакли - при условии, что это не помешает выполнению домашних заданий. Учителей посылали в театр отлавливать гимназистов, проникавших в театр тайком... "Запретный театральный мир неудержимо влек к себе. Благодаря богатым попечителям театр в Таганроге процветал, блистая репертуаром, итальянскими певцами и столичными актерами" [43, с.47], Антон пристрастился к театру навсегда. Первый спектакль, который увидел Антон, была оперетта Оффенбаха "Прекрасная Елена". Рейнфилд отмечает, что героиня этой оперетты стала прототипом чеховских женских театральных персонажей. [См. об этом: 43, c.48]. В эти годы театр ставил в основном французские водевили и фарсы, а также оперетты. Отголоски чеховской драматургии уходят корнями в таганрогский театр (Шекспир, Островский). Романтическая драма вызывала усмешку, а величайшие европейские оперы Беллини и Верди оставили противоречивые впечатления. В театре устраивали симфонические концерты, но и в самом городе музыка звучала повсюду. В городском саду был собственный оркестр, и долгие годы вход туда был бесплатным. Впрочем, репертуар также контролировался инспектором гимназии, и учащиеся посещали сад только по его разрешению. "Музыка - это было единственное, что могло растрогать до слез лишенного музыкальных талантов Антона". [43, с.49].

Что говорил сам Чехов об этих годах? "Он словно скрыл их от посторонних глаз и возвращался к ним памятью очень редко". [29, с.10].

Восторг одного из своих приятелей, восхищавшегося опытом религиозного воспитания в сельской школе, Чехов остудил редким в его письмах признанием: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио „Да исправится“ или же „Архангельский глас“, на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками». И добавил, что его и братьев «детство было страданием» [29, с. 10].

Очень сильны были впечатления от соприкосновения с народной песней, которая постоянно звучала и в семье, и во время путешествий к родственникам в деревню. Да и сам город имел репутацию музыкального.

Само по себе музыкальное обучение далеко не всегда заставляет человека полюбить музыку. Решающую роль в воспитании музыкального чувства у юного Чехова получила общая эстетическая атмосфера, окружавшая в таганрогские годы будущего писателя. Конечно, это прежде всего музыкальные впечатления, но здесь свое место занимали и литература, и театр, и общение с природой. Ведь в основе музыкального чувства – особое поэтическое ощущение мира.

Мало кто из исследователей рассматривает музыкальность А. Чехова в дальнейшей взрослой жизни (как продолжение музыкальных впечатлений и опыта детства и юности. Наиболее подробно эту тему исследует Балабанович). Но кое что мы можем узнать из воспоминаний современников писателя. Друг семьи И. Н. Потапенко вспоминает: "В изданных письмах А. П. он часто упоминает о том, что я пел в Мелихове. Это правда. Музыкой и пением в Мелихове были наполнены наши дни. Хорошая музыкантша Л. С. Мизинова...садилась за рояль, я пел... Но в письмах А. П. стыдливо умолчал о том, что и он сам пел, - правда, не романсы, а церковные песнопения. Им научился он в детстве, когда под руководством отца пел в церкви. У него был довольно звучный басок. Он отлично знал церковную службу и любил составлять домашний и импровизированный хор... Присаживалась к нам и подпевала и Марья Павловна, сочувственно гудел Павел Егорыч, а Антон Павлович основательно держал басовую партию. И это, видимо, доставляло ему искреннее удовольствие. Глядя на его лицо, казалось, что в такие часы он чувствовал себя ребенком". [3, с. 307]

Выводы: Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Музыка была необходимой частью атмосферы, в которой жил и созревал талант Чехова. Она обостряла у писателя поэтическое видение мира, углубляла понимание внутренней жизни человека, давала драгоценные для художника творческие импульсы. Все, что Чехов получил от музыки, он с изумительной щедростью отдал людям. А формирование всего этого началось еще в детстве и большую роль сыграл сам уклад семьи Чеховых. Антон чехов рос в семье, где музыка, (особенно церковная), звучала с самого рождения, она была неотъемлемой частью домашней среды. Сам Антон пел в церковном хоре (то есть, исполнял партии в многоголосных произведениях, а это требует большого мастерства и умения петь в ансамбле). В семье исполнялась и инструментальная музыка (фортепьяно, скрипка). Младшие брат и сестра обладали хорошими музыкальными способностями, а отец бы руководителем хора. Сильные впечатления оставила и народная музыка, которая звучала вокруг. Благодаря увлечению театром, детские впечатления были наполнены музыкой разного стиля и качества. Сам город, где рос А. Чехов, считался музыкальным. Все это не могло не сказаться на развитии творческого (в том числе музыкального) начала, не отразиться в его произведениях...
  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

На уроках литературы в школе iconПроблемы и специфика анализа Солженицынского текста на школьных уроках...
Принято считать, что изучение творчества А. И. Солженицына в нашей стране началось в конце 80-х годов ХХ века. Однако еще в советской...

На уроках литературы в школе iconРабочая программа по предмету «литература»
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: способствовать духовному становлению...

На уроках литературы в школе iconПлан Организация обобщения изученного материала на уроках литературы....
Организация учебной деятельности на уроках литературы в контексте внедрения фгос и итоговой аттестации учащихся

На уроках литературы в школе iconМоу «Технологический лицей» Технология веб-квестов на уроках литературы...
Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной...

На уроках литературы в школе icon1 Отражение проблемы здоровьесбережения в нормативно-правовых документах
Организация здоровьесбережения учащихся на уроках русского языка и литературы в средней школе в условиях фгос. Ресурсы используемые...

На уроках литературы в школе iconИнтеграция на уроках литературы Методическая разработка
Голещихина А. А. Интеграция на уроках литературы: методическая разработка. – Иштан, 2010 г., стр. 31

На уроках литературы в школе iconПроизведения живописи на уроках литературы
Находят широкое применение альбомы и книги по искусству, красочные репродукции, репродукции в учебниках-хрестоматиях большими тиражами....

На уроках литературы в школе iconФормирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии
Унгер Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

На уроках литературы в школе icon«Господи… научи меня искусству маленьких шагов»
Некоторые аспекты нравственного воспитания на уроках литературы: из опыта работы учителя русского языка и литературы

На уроках литературы в школе iconПрограмма в основной школе определяет: Цели и задачи
Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную