Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»


ist.na5bal.ru > Право > Лекция
Лекция 1. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
План

  1. Структура и содержание дисциплины

  2. История развития науки.

  3. Цели и задачи дисциплины.

  4. Методы изучения общественного здоровья.

  5. Значение дисциплины в формировании компетенций у медицинских сестер.

В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Общественное здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции.

Общественное здоровье - здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб). Общественное здоровье – главный показатель благополучия народа.

Здравоохране́ние — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.

Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

Основные принципы охраны здоровья граждан

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

  • приоритет охраны здоровья детей;

  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

  • доступность и качество медицинской помощи;

  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

  • соблюдение врачебной тайны.

Этапы развития здравоохранения в России

  • Приказная медицина

  • Земская медицина

  • Городская медицина

Приказная медицина

  • 1632 г. — появляется Аптекарский приказ. В его задачи входило оказание медицинской помощи царской семье и приближенным боярам.

  • 1714 г. — Аптекарский приказ переименован в Аптекарскую канцелярию.

  • 1775 г. — по указу Екатерины II в результате реформы гражданского управления создана приказная медицина. Документ, регламентировавший работу медицинских учреждений — «Примерное положение для учреждений больниц», состоявший из трех частей: меры по содержанию больных; перечень показаний госпитализации; перечень критериев для лиц, работающих в больницах.

Основные направления деятельности приказов:

  • организация больниц, психиатрических учреждений;

  • подготовка фельдшеров;

  • борьба с эпидемиями.

К недостаткам приказной медицины относились: нехватка материальных средств, медицинских кадров (часто приглашались иностранные специалисты), низкая доступность и качество медицинской помощи.

Земская медицина

Возникла в эпоху реформ Александра II. Фактически началом данного периода было введение земского положения в 34 губерниях в 1864 г.

Развивалась в два этапа:

  • становление медицинской помощи — когда медицинская помощь не была закреплена за конкретным медицинским учреждением, территория её оказания была огромной, сама помощь — платной;

  • стационарная медицинская помощь — в этот период заложен этапный принцип оказания медицинской помощи: фельдшерско-акушерский пункт → сельская участковая больница → уездная больница → губернская больница.

Активно развивается родовспоможение, санитарная статистика и противоэпидемическая деятельность.

Городская медицина

К 1870-м годам «городское положение» позволило органам городского самоуправления организовывать медицинскую помощь городскому населению и проводить санитарные мероприятия в городах. Основной акцент делался на малоимущем населении. Параллельно развивалась фабрично-заводская медицина.

После революции 1917 г. первый народный комиссар здравоохранения Семашко положил в основу новой системы здравоохранения СССР принципы земской и городской медицины.

Состояние и перспективы развития здравоохранения Российской Федерации начала XXI в. во многом определяются уровнем здоровья населения и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в обществе. Это проявляется в таких процессах как демонополизация системы здравоохранения, децентрализация управления отраслью, возникновение новых экономических отношений, развитие современных форм оказания медицинской помощи и технологий. Все это повышает значимость подготовки не только врачей, но и среднего медицинского персонала по проблемам общественного здоровья, управления и экономики здравоохранения. Профессия медицинской сестры за длительный период своей эволюции претерпела серьезные изменения как в самом содержании, так и в отношении со стороны общества. Роль средних медицинских работников в многогранном процессе оказания медицинской помощи пациентам, требования к уровню их профессиональной подготовки неуклонно возрастают. Фундаментом, обеспечивающим соответствие этим требованиям, должны стать глубокие знания в области общественного здоровья и здравоохранения.

Подготовка современного специалиста, прежде всего, должна базироваться на знаниях о здоровье населения.

Важнейшим условием дальнейшего реформирования здравоохранения является развитие основополагающих принципов отечественного здравоохранения: соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и приоритет профилактической направленности.

Для подготовки современного менеджера из числа средних медицинских работников и сестер с высшим образованием крайне важны знания экономики и управления здравоохранением.

Бесспорно, что дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности и уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Для этого необходимы разработка и реализация современной кадровой политики. Основными задачами такой политики, в частности, являются достижение соответствия уровня оплаты труда работников здравоохранения объему и качеству оказываемой медицинской помощи, а также обеспечение правовой и социальной защиты работников отрасли путем развития государственного и социального страхования, повышения эффективности мероприятий по охране труда.

Признание и успех медицинского работника зависят не только от профессионального, но и культурного уровня, знания вопросов медицинской этики, таких как взаимоотношения среднего медицинского работника с пациентом, его родственниками, врачебным персоналом, сохранение медицинской тайны и т.д.

Вы, конечно, слышали, что за последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

  1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

  2. расширены источники финансирования здравоохранения;

  3. внедрено медицинское страхование;

  4. проведена модернизация здравоохранения;

  5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

  6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».


В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 9 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается дифференцированным зачётом.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки
Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.
Задачи науки:

  1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

  2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

  3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

  4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

  5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

  6. правовое регулирование здравоохранения;

  7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.


Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.


  • Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

  • Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

  • Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

  • Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.


Разделы науки:

  1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

  2. Экспертиза нетрудоспособности.

  3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

  4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.


Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

Методы изучения общественного здоровья
Для науки общественное здоровье и здравоохранение особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д.

Темами таких исследований могут быть:

  • оценка состояния здоровья различных категорий граждан;

  • анализ факторов влияющих на развитие того или иного заболевания;

  • оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи;

  • исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности;

  • оценка эффективности существующей системы здравоохранения;

  • разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.


Для проведения таких исследований Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.

  1. Статистический метод  позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения.

  2. Метод экспертных оценок  позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

  3. Исторический метод – это описательный метод. Строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.

  4. Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.

  1. Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.

  2. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования.

Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально – гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.

  1. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.

В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Если речь идет о социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие показатели:

1. Демографические показатели.

2. Заболеваемость.

3. Инвалидность.

4. Физическое развитие.

Методику вычисления показателей общественного здоровья мы с Вами будем изучать на практических занятиях.
Таким образом, общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

Изучение этой дисциплины позволит вам освоить целый ряд общих и специальных компетенций, необходимых для эффективной работы в системе здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.
Литература:


  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

  • Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  • Медицинский портал http://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

  • Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconРабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи
Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (оп...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconЛекция понятие философской веры 1 Вторая лекция содержание философской веры
Охватывает нас в философствовании, противимся требованию стоять на голове. Держась за наши объекты, мы хотим, так сказать, остаться...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconКраткое содержание : в результате освоения дисциплины магистрант должен
Место дисциплины в структуре опоп: данная дисциплина преподается во втором семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconСодержание программы «История»: паспорт программы; структура и содержание...
«история Иркутской области» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях нпо. Составлена на основе примерной...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconКонспект лекций по бухучету Лекция Понятие и виды хозяйственного...
Лекция 11. Источники формирования имущества предприятия. Источники собственных средств

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconКраткое содержание дисциплины
Цели освоения дисциплины: изучение философии как основы мировоззрения современного человека

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconМкдоу №6 «Малышок» г. Тогучин Новосибирской области. Овощи и фрукты....
Цель: Закрепить представления детей о значении свежих плодов для здоровья (в них много витаминов, благодаря которым здоровье детей...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconФормирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших...
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconЭ. С. Дружиловская бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавра...

Лекция Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» iconПрограмма профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Здоровье это здорово!»
«единого целого», Т. е здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной...


История




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ist.na5bal.ru
..На главную